Утверждены новые правила легализации и истребования документов
О чем речь?
Принят закон, устанавливающий процедуры легализации российских и иностранных официальных документов, а также истребования личных документов из РФ и с территорий иностранных государств (Федеральный закон от 22.06.2024 N 145-ФЗ).
Что такое легализация документа?
Легализация официального документа означает подтверждение подлинности подписи, полномочий лица, подписавшего документ, и печати или штампа, которые его скрепляют. Штамп о легализации ставится на самом документе или на отдельном листе, прикреплённом к документу.
В каких случаях она требуется?
В соответствии с международной практикой, легализация документов необходима, когда они должны быть использованы в странах, с которыми у России нет договора, отменяющего это требование. В настоящее время Российская Федерация имеет соглашения о легализации документов с 74 иностранными государствами.
Кто будет осуществлять эту процедуру?
Министерство иностранных дел России и его территориальные органы, расположенные в различных регионах страны, будут заниматься легализацией российских официальных документов. Они также уполномочены легализовать иностранные официальные документы, выданные иностранными консульствами. Благодаря этому нововведению, подлинность документов, полученных за границей, можно будет подтвердить не только в Москве, но и в 40 региональных центрах, где находятся представительства МИД. Это относится к таким документам, как дипломы, свидетельства о браке и рождении детей.
Министерство юстиции и его территориальные органы будут подтверждать подлинность нотариальных подписей и печатей.
Консульские должностные лица будут заниматься легализацией иностранных официальных документов на территории иностранных государств.
Возможно ли проведение легализации в электронном виде?
Закон не предусматривает возможности проводить процедуру легализации российских официальных документов в электронном виде. Аналогичный запрет действует и для легализации иностранных официальных документов.
Как будет работать механизм истребования документов?
Получение личных документов из России и других стран будет происходить по запросу граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. МИД России, его территориальные органы и консульские представители окажут помощь в получении некоторых документов, включая документы о регистрации актов гражданского состояния, образовании, обучении, трудовом стаже и профессиональной деятельности.
Список иностранных государств, из которых можно запросить документы через дипломатические каналы, а также список самих документов будут размещены на официальном сайте МИД России.
Следует учесть, что после вступления в силу нового закона устаревшие правила, запрещающие вывоз и пересылку трудовых книжек, военных билетов и удостоверений личности за границу, перестанут действовать. В новом законе нет ограничений на пересылку этих документов. Однако граждане не смогут запросить их через дипломатические представительства или консульства.