Скорректированы чек-листы, применяемые для проверок работодателей
О чем речь?
Роструд внес изменения в формы проверочных листов, применяемых для осуществления госконтроля за соблюдением трудового законодательства (Приказ Роструда от 16.02.2024 N 31).
Что такое проверочные листы?
Проверочные листы - это списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Проверочные листы для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Роструда от 01.02.2022 N 20.
Государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы при проведении плановых выездных проверок работодателей. Во время проверки инспектор вправе задавать только те вопросы, которые есть в проверочном листе по предмету проверки. Никаких иных вопросов, не относящихся к тематике конкретной проверки, инспектор задавать не может.
Как их может использовать работодатель?
Работодатель может использовать чек-листы Роструда для самопроверки, не дожидаясь визита контролеров. Более того, он может организовать у себя систему внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения трудового законодательства по рекомендациям Минтруда.
Какие внесены изменения?
Изменения затронули в том числе чек-листы, по которым проверяют, правильно ли организация:
устанавливает режим и продолжительность работы;
предоставляет время отдыха;
соблюдает требования к регулированию труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
учитывает особенности дистанционной работы.
Также по обновленному списку вопросов станут следить за соблюдением трудовых прав мобилизованных работников и тех, кто заключил контракт о военной службе или добровольно содействует Вооруженным силам либо Росгвардии.
Актуально ли это в условиях моратория на плановые поверки?
Действительно, до 2030 года большинству компаний и ИП не грозят плановые контрольно-надзорные мероприятия по Закону о госконтроле и аналогичные проверки по Закону о защите прав юрлиц и ИП. В том числе это касается и проверок инспекциями труда.
При этом стоит учитывать, что внеплановые «трудовые» проверки никто не отменял. В ряде случаев, которые указаны в п. 12 Требований к проверочным листам, контрольный (надзорный) орган также наделен правом применять проверочные листы. Например, это возможно при внеплановых инспекционных визитах и рейдовых осмотрах.
Но даже если контролеры при проверках и не применяют типовые вопросники, они ровно так же способны найти нарушение, которое работодатель мог бы не допустить (устранить), если бы заранее проверил себя по чек-листу.
Поэтому в любом случае проверочные листы Роструда стоит взять на вооружение. Это позволит избегать нарушений в текущей работе, а если такие нарушения имеют место, то выявить их и заблаговременно устранить.
Когда Приказ № 31 вступает в силу?
Начало действия документа — 14 мая 2024 года.
О каких еще «проверочных» новшествах нужно знать работодателям?
С 8 января 2024 года расширен перечень индикаторов риска для проверок работодателей (Приказ Минтруда России от 28.11.2023 N 836н).
В перечень индикаторов, которые используют при решении вопроса о внеплановой проверке, добавлены 2 показателя:
• средняя оплата труда работника ниже МРОТ при сопоставлении размера фонда оплаты труда и количества сотрудников за квартал. Не учитываются случаи отпуска за свой счет, отстранения от обязанностей без оплаты, сокращения времени труда, ставки или оклада;
• нет кадровых изменений за квартал при сокращении обязательных отчислений в СФР на 50%.
Напомним, индикаторы риска нарушения обязательных требований - это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля. Они введены для того, чтобы контролеры могли оценить степень риска нарушения обязательных требований. Простыми словами, это своеобразные «маячки», которые сигнализируют, что в организации есть нарушения, требующие оперативной проверки.
На основании ч. 9 ст. 23 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы разрабатывают подобные индикаторы для оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Каковы последствия выявления индикаторов риска?
Если Роструд в 2024 году выявит индикаторы риска, он может по согласованию с прокуратурой внепланово провести следующие контрольно-надзорные мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Более полная информация о порядке проведения внеплановой проверки государственной инспекцией труда содержится в консультации эксперта.