Новости
2024-01-31 10:53 Охрана труда

Как провести периодическую проверку для средств защиты от падения с высоты

Как провести периодическую проверку для средств защиты от падения с высоты

Ульяна Осмачко

Эксперт по охране труда и оценке профессиональных рисков


Для СИЗ от падения с высоты в организации проводят регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте (п. 123 ПОТ на высоте). Проверка включает в себя визуальный осмотр, который проводят не реже 1 раза в 12 месяцев. Точные сроки указывают в эксплуатационной документации на СИЗ. Осмотр проводит компетентное лицо с 3-й группой по безопасности работ на высоте. После проверки в паспорте ставят отметку о проведении процедуры.

Проводите проверку в четыре шага.

Шаг 1. Убедитесь, что маркировка на изделиях соответствует ТР ТС 019/2011.

Шаг 2. Проверьте техническую документацию. Она включает:

  • сертификат соответствия;
  • инструкцию по эксплуатации;
  • отметки о предыдущих проверках.

Шаг 3. Проверьте срок годности СИЗ. Если срок годности истек, спишите СИЗ, а после утилизируйте.

Шаг 4. Проведите осмотр средств защиты. Процедура включает в себя:

  • визуальный и тактильный осмотр;
  • проведение функциональной проверки всех элементов СИЗ;
  • исключение того, что работник самостоятельно ремонтировал изделие.

Текстильные, металлические и пластмассовые части на СИЗ от падения с высоты проверяйте последовательно. На металлических частях не должно быть повреждений, поломок, деформаций, изогнутостей, острых краев, зазубрин, трещин, незакрепленных крепежных элементов, изношенных деталей, въевшейся грязи или краски, изъязвлений, ржавчины и коррозии. Проверьте, чтобы на пластмассовых частях или элементах с покрытием из ПВХ не было поломок, порезов, разрывов, следов износа, дыр.

На текстильных частях осмотрите целостность волокон, материал не должен крошиться, быть чрезмерно загрязненным, выцветшим и иметь потертости, излишний блеск, плесень, следы краски, прожоги и нагар. У швов должны отсутствовать вытянутые или разорванные стежки. Порванные швы могут свидетельствовать об ударной нагрузке, которой подверглось изделие. Примеры дефектов текстильных материалов показали на рисунке.

Рисунок. Как выглядят дефекты на текстильных материалах
Проверьте, как работают элементы, механизмы, устройства и движущиеся части изделия. У каждой категории СИЗ от падения с высоты свои особенности периодических проверок.

Страховочные привязи

При проверке текстильных материалов привязей откройте, отстегните или отсоедините накладки. Это понадобится, чтобы осмотреть тканые части, которые находятся под накладками. Расстегните молнии на чехлах лямок ожидания помощи, расположенных по обе стороны привязи, если они есть. Убедитесь в прочности крепления лямок к привязи. Проверьте, чтобы с одной стороны привязи были лямки с петлями, а с другой — лямки с крючком.

Осмотрите индикаторы нагрузки — завернутые и прошитые лямки привязи. Стежки на индикаторах прошивают так, что они разрушаются, когда привязь останавливает падение или подвергается эквивалентным воздействиям. Если индикаторы нагрузки активированы, выведите привязь из эксплуатации и утилизируйте ее.

Рисунок. Индикаторы нагрузки на страховочной привязи
Убедитесь, что механические элементы привязи работают надежно, без заеданий. Быстро застегивающиеся пряжки должны защелкиваться с характерным щелчком, при нажатии на пружинные выступы — легко расстегиваться. Учтите, что регуляторы плечевых лямок барабанного типа поворачиваются по часовой и против часовой стрелки только при выдвинутом положении. Фиксируются регуляторы во вдвинутом положении. Держатели стропов кнопочного типа должны беспрепятственно застегиваться и расстегиваться.

Если D-образное кольцо крепления снабжено возвратным механизмом, оттяните кольцо вниз и отпустите. Убедитесь, что кольцо возвращается в вертикальное стоячее положение. Страховочная привязь должна иметь надежно закрепленные кольца без повреждений, искривлений, признаков износа или коррозии. Как проверить работу механических элементов привязи, показали на рисунке.

Рисунок. Примеры механических элементов привязи
Стропы, карабины и средства защиты втягивающего типа

О нагрузке и чрезмерном ударном воздействии на стропы могут свидетельствовать активированные и сработавшие амортизаторы, сильные потертости или изменение жесткости и эластичности текстильных материалов, порванные швы или изменение геометрической ориентации (наклона) стежков. Металлические коуши на концах стропов не должны быть деформированы или повреждены. На текстильных материалах и амортизаторах стропов должны быть неповрежденные защитные чехлы и покрытия.

Карабины должны легко открываться и закрываться, блокироваться и разблокироваться. Проверьте, чтобы на них отсутствовали механические повреждения, признаки выработки или коррозии. Индикаторы ударного воздействия здесь — это деформации и повреждения карабинов, сложности при открытии и закрытии.

Убедитесь, что на средствах защиты втягивающего типа (далее — СЗВТ) нет ослабленных креплений, изогнутых или поврежденных деталей, деформаций, следов ударов, щелей и трещин на корпусе. Проверьте исправность карабинов, вертлюгов, анкерных креплений и скоб. Если есть стропы и амортизаторы из текстильных материалов, убедитесь в их надлежащем состоянии.

Проволочные стропы СЗВТ не должны иметь порезов, изломов, оборванных нитей, распушивания, сварочной окалины, коррозии, поврежденных при контакте с химическими веществами, или сильно истертых участков. На рисунке смотрите, как выглядят дефекты на проволочных стропах.

Рисунок. Как выглядят дефекты на проволочных стропах
Инструкции производителей некоторых моделей СЗВТ допускают определенное количество оборванных проволочных нитей при условии, что они рассредоточены по длине стропа. Чтобы осмотреть состояние зажимов и проволочного стропа, приподнимите ручку на стропе, под которой находятся зажимы.

Ленточные и проволочные стропы СЗВТ должны легко и полностью вытягиваться-втягиваться, без провисаний, жестко блокироваться при резком вытягивании. Стропы не должны проскальзывать при блокировке.

Осмотрите текстильные и проволочные стропы по всей длине, проверьте, как они работают. У некоторых моделей СЗВТ есть резервный участок стропа на его внутреннем конце, закрепленном на барабане, и специальный маркер. Этот маркер появляется при полном вытягивании стропа из корпуса в случае, если СЗВТ испытало ударное воздействие или падение.

Часто в СЗВТ используют специальный индикатор нагрузки. Производители встраивают его в карабин, закрепленный на конце стропа. Если обнаружили, что индикатор сработал, выведите СЗВТ из эксплуатации.

Рисунок. Индикаторы нагрузки на карабине СЗВТ
Осмотрите встроенную лебедку и устройство обеспечения спуска работника в аварийной ситуации, если они есть в составе СЗВТ. Проследите, чтобы наружная часть механизма и рукоятка лебедки не имели повреждений и признаков коррозии. Проверку работоспособности лебедки проводите по инструкции производителя. Обычно это делают, поднимая и опуская груз определенной массы. Когда прекращаете воздействовать на рукоятку лебедки, она не должна двигаться, груз тоже должен быть неподвижен.

На устройстве обеспечения спуска обследуйте наружную часть механизма. Проверьте, как работает устройство: переведите переключатель в положение «спуск», аккуратно дерните за строп и вытяните его на длину около 1 метра. Устройство работает, если при вытягивании стропа ощущаете постоянное и равномерное сопротивление.

Анкерные устройства

Для проверки изучите инструкции производителей переносных временных анкерных устройств — текстильных или стальных анкерных петель или линий, балочных кронштейнов, триподов и мачтовых систем. Если в них есть указания, то затяните требуемым усилием крепежные элементы, отрегулируйте регулировочные элементы, натяните штатным натяжением тросы.

Проверьте структурные анкеры, которые крепите на длительное время к сооружению или зданию. Структура, к которой крепят анкер, не должна иметь трещин, искривлений, деформаций и других повреждений. Если это необходимо, проверьте ее на прочность.

Стационарные анкерные системы с анкерными линиями должны обследовать компетентные лица или авторизованные установщики. При этом проверяют не только компоненты системы, но и места, к которым их крепят, крепежные элементы. На амортизаторах не должно быть признаков срабатывания. Идентификационная бирка у места подхода к системе должна содержать хорошо читаемую и различимую информацию.

Как натягивается гибкая анкерная линия, обычно проверяют с помощью встроенного индикатора натяжения. Если есть обжимные элементы или зажимы, убедитесь в их надежности. Можете использовать для этого специализированный диагностический или измерительный инструмент.

Если выявите дефект, прекратите эксплуатировать систему, проверьте ее и откорректируйте. Так же поступайте, если обнаружили в небезопасном состоянии любой компонент системы, крепежный элемент, место крепления или в случае, когда произошло падение.