Елена Кравченко
член методического совета по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности при Минфине Республики Удмуртия
Юлия Ивлева
юрист-редактор Системы Образование
Ситуация
Какая ответственность предусмотрена, если не проводить обязательные инвентаризации
Налоговая не штрафует за то, что школа или детский сад не провели обязательную инвентаризацию.
Проводить ревизии в интересах самой образовательной организации, чтобы проверить достоверность данных об имуществе и обязательствах. Без регулярных инвентаризаций отчетность может оказаться неправильной. А это уже чревато штрафами и дисквалификацией. Если провели инвентаризацию не по правилам или оформили результаты с нарушениями, данные бухотчетности могут признать недостоверными. За это школу или детский сад и ответственных лиц оштрафуют. Обнаружить нарушения могут в ходе сторонней проверки или, например, когда образовательная организация станет взыскивать через суд ущерб с материально ответственного работника и подаст данные инвентаризации.
Ситуация
Можно ли провести инвентаризацию, если отсутствует материально ответственное лицо
Да, в ряде случаев можно.
Для того чтобы результаты такой инвентаризации были действительными, необходимо соблюдать следующие правила:
1) письменно уведомить уклоняющегося работника о сроках проведения инвентаризации вверенного ему имущества. Получить личную подпись об уведомлении. При отказе подписать уведомление составить акт;
2) составить акт, в котором зафиксировать, что инвентаризация проводится в отсутствие материально ответственного лица.
Если работник не может присутствовать на инвентаризации по объективной, не зависящей от него причине (смерть, пребывание под стражей и следствием, мобилизация), факт отсутствия фиксируется в отдельном акте, который прикладывается к документам инвентаризации. Если ответственный работник перед инвентаризацией заболел, ревизию переносят на более поздний срок. Для этого нужно оформить изменение решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447). Частные детские сады и школы могут перенести сроки приказом.
Ситуация
Нужно ли отражать порядок проведения инвентаризации в учетной политике
Да, нужно. Порядок проведения инвентаризации — как обязательной, так и добровольной — отражают в учетной политике. Такие правила следуют из подпункта «в» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
Также надо указать:
- график инвентаризаций в отчетном году;
- перечень имущества и обязательств, которые проверяют при каждой инвентаризации.
Учетную политику утверждают приказом.
Внимание
Бюджетным организациям нельзя применять документы в свободной форме вместо унифицированных форм
На это указывает Минфин в письме от 22.07.2022 № 02-07-10/71229. То есть с 2023 года решение о проведении инвентаризации по любому основанию следует оформлять одноименным документом – решением по форме 0510439.
Информационный источник публикации Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik