Маргарита Смирнова
начальник отдела внутреннего контроля и аудита СОШ № 170 имени А.П. Чехова г. Москвы
Внимание
Не путайте платные образовательные услуги с репетиторством
Платные образовательные услуги оказывает образовательная организация, для которой эти услуги являются одним из видов деятельности. Репетиторство — вид индивидуальной трудовой деятельности педагогического работника.
Конфликта интересов педагогического работника в случае, когда его привлекают к оказанию платных образовательных услуг, не возникает, поскольку это работа по заданию работодателя и она не является репетиторством.
Конфликт интересов возникает в том случае, когда педагогический работник берет деньги за дополнительные занятия по образовательной программе со своими же учениками в обход образовательной организации.
Ситуация
Может ли частная школа обучать по общеобразовательным программам за плату, если субсидия не покрывает затрат
Нет, не может. Общий объем субсидии определяют с учетом численности обучающихся в школе.
Взимание платы за обучение, стоимость которого учтена в размере выделенной субсидии, нарушает право на получение бесплатного общего образования (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Порядок предоставления субсидий частным школам определяют региональные власти. Особенности субсидирования в каждом конкретном случае предусмотрены в соглашении о предоставлении субсидии. В документе также указывают объем, целевое назначение субсидии и ответственность образовательной организации за нарушение условий соглашения.
Ситуация
Надо ли менять договоры в связи с тем, что из Закона об образовании убрали фразу «государственные и муниципальные услуги в сфере образования»
Нет, не надо.
Продолжайте заключать договоры на оказание образовательных услуг, независимо от того, платное оно или за счет средств бюджета. Рекомендованные формы договоров министерство не меняло — слово «услуги» не исключало. Заключать дополнительные соглашения к действующим договорам, чтобы заменить термин «услуга» на что-то другое, также не требуется.
Оплату образования за счет граждан и других организаций регулирует гражданское законодательство. Оно предусматривает два термина, которые помогут оформить договоры на оплату: услуга и работа. Четкого разделения между ними нет. Однако чаще всего считают, что услуга — это действия, в процессе которых оказание услуги и ее потребление происходят одновременно. Для заказчика ценность представляет процесс исполнения, то есть сами действия исполнителя, которые не всегда имеют овеществленный результат (гл. 39 ГК).
Работа — деятельность, направленная на достижение овеществленного результата, который может выражаться в создании новой вещи или улучшении имеющейся, в разработке технической документации и т.д. Заказчику важен именно вещественный результат, а не действия исполнителя.
Очевидно, что процесс обучения лучше всего характеризуется термином «услуга». Его и используют, когда заключают договор на образование по разным основаниям. Иначе договор будет неопределенным, не установленным гражданским законодательством. В таком случае даже суды могут столкнуться с трудностями, когда будут устанавливать, какие нормы применять к правоотношениям, не говоря уже о гражданах, которые не имеют юридического образования.
Пример
Как определяют стоимость платных услуг в регионах
В Пензе устанавливают тарифы на платные дополнительные услуги муниципальных образовательных организаций. Например, стоимость одного занятия по допобразовательной программе МБОУ СОШ № 36 «Языковая шкатулка» — 240 руб. (постановление администрации г. Пензы от 04.10.2024 № 1508).
В Орловском муниципальном округе образовательные учреждения самостоятельно определяют стоимость услуг, исходя из методики расчета единицы платной образовательной услуги в расчете на одного потребителя (постановление администрации Орловского муниципального округа от 24.04.2023 № 1140).
Ситуация
Кто оплачивает покупку учебных пособий и средств обучения для платных занятий
Средства обучения для реализации допобразовательных программ обычно закупает образовательная организация.
По общему правилу образовательная организация выполняет обязательства по договору своими силами и средствами, то есть за счет стоимости обучения. С этой целью в расчет стоимости платной образовательной услуги включают расходы на приобретение средств обучения.
Но по ГК можно включить в договор платных образовательных услуг условие об оплате Заказчиком допматериалов. Пропишите в договоре наименование средств обучения, учебников и пособий, которые должен приобрести Заказчик для обучения. Например, в приложении к договору (ст. 704, 783 ГК).
Заранее ознакомьте заказчика с количеством и стоимостью средств обучения, которые нужно купить, и объясните необходимость их покупки. Проверяющие могут указать на избыточность и нецелесообразность такой обязанности, если средства обучения окажутся невостребованными или дорогостоящими.
Пример
Пример формулировки пункта устава
Школа вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе за счет средств физических и юридических лиц (приносящую доход деятельность), не относящиеся к основным видам деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана:
— образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, музыкальной, военно-патриотической направленностей.
Информационный источник публикации Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik