Новости
2025-04-01 13:27 Охрана труда

Как управлять профрисками с выгодой для компании

Как управлять профрисками с выгодой для компании

Из-за перехода на ЕТН у компаний увеличились расходы на СИЗ. Предлагаем циклограмму по управлению профрисками, с которой наладите периодичность оценки и исключите выдачу лишних средств защиты. Забирайте памятки, в которых показали, как привлечь к процедуре работников других подразделений и в каких случаях провести внеплановую оценку профрисков.

Кирилл Варфоломеев

Эксперт по охране труда и специальной оценке условий труда


Управление профессиональными рисками эффективно только как цикличный процесс. Он позволяет предотвратить человеческие и финансовые потери и создать устойчивую, безопасную рабочую среду.

Используйте циклограмму, чтобы организовать непрерывное управление профрисками.
Как проводить

Работодатель вправе оценивать профессиональные риски самостоятельно или привлекать сторонних экспертов. Чаще организации предпочитают заказать услугу, так как нет четкого представления о проведении процедуры.

В таблице привели плюсы и минусы оценки профрисков своими силами и с помощью сторонних организаций.
Если проводить процедуру с помощью сторонних экспертов, потребуются постоянные затраты. Редакция Системы Охрана труда рекомендует проводить ОПР самостоятельно. Это поможет сэкономить бюджет и управлять рисками более эффективно.

Как часто проводить

Оценка профессиональных рисков – непрерывный процесс. Проводите плановые ОПР сразу после реализации мероприятий, которые определили в плане (п. 92 приказа Минтруда от 28.12.2021 № 926). Установите периодичность оценки для разных уровней риска. Например, три месяца для высокого риска, шесть – для умеренного и 12 – для низкого. Так отследите эффективность мер, которые направлены на снижение уровня риска.
Берите в работу памятку по организации первичной ОПР и схему непрерывного управления профрисками.
Внеплановую оценку рисков проводите, если:

  • произошел несчастный случай или микротравма – поможет избежать повторного травматизма;
  • обновили технологическое оборудование или изменили производственный процесс – влечет за собой новые опасности, которые могут увеличить количество несчастных случаев;
  • провели спецоценку – идентификация новых вредных и опасных производственных факторов может повлиять на уровень риска;
  • ввели новые производственные объекты – новая территория и план здания служат источником опасностей;
  • организовали новые рабочие места – поможет идентифицировать новые риски, которые связаны с оборудованием, технологиями или материалами.

Как подготовиться

Профессиональные риски требуют постоянного внимания. Разовые проверки устаревают: технологии, процессы и условия труда меняются, а значит, управление рисками должно быть цикличным и адаптивным.

Чтобы подготовиться к управлению профрисками, создайте постоянную рабочую группу. В состав комиссии включите руководителей служб или структурных подразделений. Они погружены в технологический процесс и помогут детальнее разобрать опасности на рабочих местах. Подробно распишите зоны ответственности членов комиссии в ЛНА, чтобы проще было понять, на каком этапе сбои в процедуре. В обязанности комиссии включите:

  • проведение идентификации;
  • анализ опасностей;
  • разработка мер по снижению рисков;
  • взаимодействие с работниками;
  • оценка эффективности мер по уменьшению опасностей;
  • контроль за выполнением всех этапов оценки профрисков.
Пример

Как создать комиссию

В ООО «Гамма» создали постоянную рабочую группу по оценке профрисков. Руководитель организации приказом включил в состав комиссии руководителя службы охраны труда, главного инженера, главного механика, ответственного за электробезопасность и ответственного за пожарную безопасность. В приказе указали обязанности комиссии: участвовать в идентификации, выбирать метод оценки профрисков, обсуждать результаты с руководителями подразделений и составлять план мероприятий. А также распределили ответственность:

  • руководитель службы охраны труда – председатель, отвечает за обучение членов комиссии, контролирует выполнение мероприятий;
  • главный инженер – отвечает за полноту сведений и контролирует выполнение мероприятий в производственных подразделениях;
  • главный механик – отвечает за полноту сведений и контролирует выполнение мероприятий в ремонтных подразделениях;
  • ответственный за электробезопасность – контролирует мероприятия в электрохозяйстве;
  • ответственный за пожарную безопасность – отвечает за мероприятия в области противопожарной защиты.
После создания комиссии определите график проведения оценки профрисков. Чтобы определить сроки, воспользуйтесь примером от Системы.

Как организовать

Пересмотрите проведение оценки профрисков и проводите процедуру на регулярной основе.

Идентификация опасностей


Привлеките работников к идентификации опасностей на рабочих местах. Их вовлеченность влияет на качество процедуры. Объясните на инструктажах, что от оценки профрисков зависит безопасность работников.
Совет

Проводите ОПР на каждом рабочем месте

Опасности для работников одной профессии могут различаться. ОПР для каждого рабочего места позволит точнее оценить риски в организации, отследить эффективность мероприятий и конкретизировать рабочие места для повторной оценки.
Регулярно анализируйте рабочие процессы, оборудование и условия труда. Разберите несчастные случаи и микротравмы, которые происходили в организации. К идентификации подключите руководителей подразделений и работников, они помогут лучше разобраться в технологических процессах.

Возьмите в работу памятку. Она поможет определить этапы оценки профрисков, для которых стоит привлечь работников.
Совет

Вовлеченность работников

Все меры управления рисками зависят от степени вовлеченности сотрудников организации. От подробного рассказа работника об опасностях на рабочем месте до ответственного выполнения корректирующих мероприятий руководителями.

Общайтесь с работниками, чтобы получить обратную связь об эффективности мероприятий.

Реестр опасностей


По результатам идентификации опасностей опишите каждый риск с привязкой к исследуемому объекту. Актуализируйте его, если произошли события, которые влияют на список опасностей на рабочем месте. Например, ввели новое оборудование, провели мероприятия по ...

Информационный источник публикации Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik