С 1 марта 2024 года некоторым педагогам школ, техникумов и колледжей вдвое увеличили доплату за классное руководство. В рекомендации – как рассчитать зарплату педагогам средних и высших учебных заведений, учителям образовательных школ, в том числе при обучении на дому. А также готовый образец приказа и дополнительного соглашения, чтобы назначить повышенную доплату за классное руководство.
Нина Ковязина
Заместитель директора Департамента медицинского образования и кадровой политики
в здравоохранении Минздрава России
Установите педагогу размер оклада или ставки, назначьте компенсационные и стимулирующие выплаты. Учитывайте особенности, которые установлены для учреждений в зависимости от уровня бюджета – федеральный, региональный или местный.
Система оплаты труда в образовательных учреждениях включает в себя:
должностные оклады (ставки зарплаты);
компенсационные выплаты;
стимулирующие выплаты.
Их закрепите в коллективных и трудовых договорах. При заключении таких договоров в учреждениях, подведомственных Минпросвещения, руководствуйтесь отраслевым соглашением. На 2024 год такого документа пока нет. Дополнительно применяйте Единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2023 № 11. Подробнее о том, как установить систему оплаты труда, смотрите в рекомендациях для казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Зарплату и учебную нагрузку педагогических работников пропишите в трудовом договоре с сотрудником (ст. 57 ТК, ч. 6 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Порядок, как определить учебную (преподавательскую) нагрузку, установлен приказом Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601.
Также в трудовых договорах и локальных документах учреждения (коллективном договоре, графиках работы, расписаниях занятий и др.) пропишите режим рабочего времени – норму часов и время отдыха сотрудников (ч. 7 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849).
Учитывайте, что в рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности входит:
учебная (преподавательская), воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся;
индивидуальная работа с обучающимися;
научная, творческая, исследовательская работа;
другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями или индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая и т. д.
Об этом сказано в части 6 статьи 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, примечании 1 приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601.
Не возлагайте на педработника все обязанности, установленные частью 6 статьи 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. И тем более те, которые не предусмотрены квалификационной характеристикой по занимаемой им должности. Об этом напомнило Минобрнауки в письме от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849.
Когда определяете нагрузку педагогам, дополнительно учитывайте письмо Минобрнауки от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849. В нем специалисты разъяснили, как правильно установить и прописать в трудовом договоре продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой должности.
Зарплата в региональных и местных учреждениях
В региональных и муниципальных учреждениях порядок определения размера зарплаты устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами. Эти документы составляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях (п. 3, 4 ст. 152 БК, ст. 144 ТК).
Зарплата в федеральных учреждениях
Для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений порядок определения размера зарплаты установлен постановлением Правительства от 05.08.2008 № 583 (ст. 144 ТК).
Размер оклада (ставки зарплаты)
Должностной оклад педагогическим работникам устанавливайте исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку. Норма часов зависит от должности и установлена приказом Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601. К примеру, норма часов составляет:
для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО), а также учителей общеобразовательных учреждений – 18 часов в неделю;
для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов – 36 часов в неделю.
Об этом сказано в пунктах 2.1, 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601, статье 333 ТК.
В федеральных учреждениях размер окладов (ставок) определяет руководитель:
в казенных учреждениях – в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным учредителем или ГРБС;
в бюджетном и автономном учреждении – в соответствии с установленной ими системой оплаты труда.
Чтобы установить размеры окладов (ставок), должности педработников распределите по профессиональным квалификационным группам (ПКГ). Данное правило в равной степени распространяется на все типы учреждений: бюджетные, казенные и автономные. ПКГ должностей работников образования и критерии разнесения по группам утверждены приказами Минздравсоцразвития от 05.05.2008 № 216н, 217н.
В федеральном бюджетном и автономном учреждениях, когда устанавливаете оклады (ставки), руководствуйтесь минимальными размерами окладов, которые рекомендованы в примерных положениях об оплате труда федеральными органами исполнительной власти. Для казенных учреждений ГРБС вправе установить как минимальные размеры окладов (ставок), которыми учреждение должно руководствоваться при определении окладов, так и конкретные размеры, которые учреждение должно применять.
К рекомендуемому минимальному окладу (минимальной ставке) по соответствующим ПКГ может быть установлен повышающий коэффициент:
по занимаемой должности;
по учреждению или структурному подразделению;
персональный;
за квалификационную категорию;
за ученую степень, звания.
Рекомендуемые размеры таких коэффициентов и порядок их применения также приведены в примерных положениях (см., например, приложение 7 к примерному положению об оплате труда, утв. приказом Минздравсоцразвития от 28.08.2008 № 462н). Повышающие коэффициенты к окладу не образуют новый оклад и также не учитываются при начислении компенсационных и стимулирующих выплат.
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований размеры окладов и применение повышающих коэффициентов для сотрудников утверждаются соответственно региональным и местным законодательством.
Правила, как применять коэффициенты (повышения) для педработников, которым установлены нормы часов, разъясняются в разделе IX Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2023 № 11.
Также в оклады (должностные оклады) научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования нужно включить размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до 1 сентября 2013 года.
Об этом сказано в части 11 статьи 108 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и разъяснено в письме Минобрнауки от 12.09.2013 № НТ-883/17.
Компенсационные выплаты
Размер и условия начисления выплат компенсационного характера должны быть определены:
для казенного учреждения – в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным учредителем или ГРБС;
для бюджетного и автономного учреждения – в соответствии с установленной ими системой оплаты труда.
Размер выплат определите в процентах к окладам (ставкам) или в абсолютных размерах. Об этом сказано в пунктах 1, 2(1), 4, 8 положения, утвержденного постановлением Правительства от 05.08.2008 № 583.
Эти выплаты не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются за работу:
с вредными, опасными условиями труда;
в местностях с особыми климатическими условиями – районный коэффициент;
в условиях, отклоняющихся от нормальных: за совмещение, расширение зон обслуживания, выполнение работ различной квалификации и работу в ночное время.
В образовательных учреждениях, как правило, устанавливают следующие компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных:
за классное руководство;
проверку письменных работ, тетрадей. Порядок такой выплаты установлен на уровне субъекта РФ или местном уровне;
заведование кабинетами, отделами, лабораториями, мастерскими, методическими комиссиями, другими видами работ.
Рекомендацией Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений установлен единый перечень видов выплат компенсационного характера:
1. Выплаты, которые установлены ТК и иными нормативными актами.
2. Выплаты за дополнительные виды работ, которые связаны с образовательной деятельностью и выполняются за дополнительную оплату с письменного согласия педработника:
за классное руководство или кураторство, за каждый класс, класс-комплект, учебную группу, независимо от количества обучающихся;
проверку письменных работ с учетом объема учебной нагрузки;
руководство методическим объединением, предметной, цикловой, методической комиссией в образовательном учреждении, педагогическими работниками, у которых нет квалификационной категории «педагог-методист»;
выполнение дополнительной работы, которая связана с методической деятельностью и с наставничеством, педагогическими работниками, у которых есть квалификационная категория «педагог-методист» и «педагог-наставник».
3. Выплаты за особенности работы в образовательных учреждениях:
связанной с организацией и образовательной деятельностью в классах или группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
осуществляющих обучение, в том числе в санаторных, в которых проводят лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся;
педработникам, которые проводят индивидуальное обучение на дому для детей, нуждающихся в длительном лечении и детей-инвалидов. В том числе для группового обучения детей, которые находятся на длительном лечении в больнице;
педработникам, которые проводят обучение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
педработникам, проводящим обучение для обучающихся с девиантным поведением, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода;
созданных при исправительных учреждениях УИС.
Такие выплаты установлены в пункте 36.5.1 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2023 № 11.
На уровне субъектов и местном уровне устанавливают компенсационные выплаты:
за работу в коррекционных учреждениях или классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, задержкой психического развития;
в школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей без попечения родителей;
за индивидуальное обучение на дому детей-хроников и детей-инвалидов.
В федеральных учреждениях порядок выплаты доплат прописывается в положении об оплате труда. А в региональных или муниципальных учреждениях устанавливается законодательством субъектов РФ или местным законодательством.
Подробнее о выплатах компенсационного характера см. в рекомендациях для казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Для сельских педработников дополнительно установлена ежемесячная выплата на оплату жилья, отопления, электроэнергии. Размер, условия и порядок такой выплаты установлены:
в отношении федеральных государственных образовательных организаций – Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 26.10.2013 № 963;
в отношении учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений – законодательством субъектов РФ.
Об этом сказано в части 8 статьи 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Если педработник в свое рабочее время участвует в проведении итогового экзамена, ему выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению, а также представляются другие гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливается законодательством субъекта РФ (ч. 9 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Доплаты за классное руководство
Классным руководителям в школах, кураторам в техникумах и колледжах ежемесячно положена федеральная доплата за классное руководство. Ее размер от 5000 до 10 000 руб. – зависит от численности населения в населенном пункте. Как назначить доплату в школе, как платить кураторам платных и смешанных групп, удерживать ли НДФЛ, как учитывать при расчете среднего заработка, ответы на эти и другие вопросы – в рекомендации.
Доплата учителям
Классным руководителям общеобразовательных учреждений: школ, лицеев, гимназий, положено ежемесячное вознаграждение. С 1 марта 2024 года в школах в населенных пунктах, где живет менее 100 тыс. чел., размер доплаты увеличили вдвое – с 5000 до 10 000 руб. В более крупных городах выплата осталась прежней – 5000 руб. в месяц. Такое решение закрепили в постановлении Правительства от 29.03.2024 № 398.
Выплата предусмотрена за счет средств федерального бюджета. Такая поддержка не отменяет действующие региональные и муниципальные выплаты. Организуйте раздельное начисление и выплату федеральных доплат и страховых взносов с нее – оформляйте их отдельной ведомостью (письмо Минпросвещения от 21.08.2020 № ВБ-1625/08).
Доплата за классное руководство также положена педагогам школ при федеральных техникумах и вузах. Доплаты, которые сотрудники получали до 31 декабря 2021 года, нужно сохранить. Об этом – постановление Правительства от 30.12.2005 № 850.
Доплату за классное руководство назначьте приказом и заключите дополнительное соглашение с педагогом. Вознаграждение выплачивайте за каждый класс или класс-комплект независимо от количества обучающихся в них. Но не более двух выплат одному педагогу, если у него классное руководство в двух и более классах (п. 2 постановления Правительства от 21.12.2021 № 2382). Как формировать классы-комплекты, смотрите в пункте 1 письма Минпросвещения от 07.09.2020 № ВБ-1700/08.
Правила назначения и выплаты доплаты за классное руководство – в постановлениях Правительства от 21.12.2021 № 2382, от 30.12.2005 № 850 и письме Минпросвещения от 07.09.2020 № ВБ-1700/08.
Доплата кураторам
Кураторы учебных групп в СПО ежемесячно получают доплату за классное руководство. С 1 марта 2024 года в колледжах и техникумах в населенных пунктах, где живет менее 100 тыс. чел., размер доплаты увеличили вдвое – с 5000 до 10 000 руб. В более крупных городах выплата осталась прежней – 5000 руб. в месяц. Такое решение закрепили в постановлении Правительства от 29.03.2024 № 397.
Выплата предусмотрена за счет средств федерального бюджета. Такая поддержка не отменяет действующие ранее региональные и муниципальные доплаты. Организуйте раздельное начисление и выплату федеральной доплаты и страховых взносов с нее – оформите отдельные ведомости.
Вознаграждение выплачивайте педагогам СПО, которые взяли на себя классное руководство в учебных группах очной и очно-заочной формы обучения. Одному педагогу выплачивайте, не более двух доплат, если у него классное кураторство в двух и более учебных группах. Об этом – в пункте 2 постановления Правительства от 29.12.2021 № 2539.
Время каникул и периоды отмены занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям признаются рабочим временем. Доплату за классное руководство за это время начисляйте в полном объеме. Исключение – если эти периоды совпали с оплачиваемым отпуском. Тогда доплату рассчитайте пропорционально рабочим дням.
Назначить педагога куратором можно только с его письменного согласия. Доплату за кураторство оформите приказом. Заключите с сотрудником дополнительное соглашение и пропишите в нем: вид работы, срок выполнения и размер оплаты.
Стимулирующие выплаты
Размер стимулирующих выплат устанавливайте в абсолютном значении (рублях) или в процентном отношении к окладу. Максимальным размером указанные выплаты не ограничены.
Размеры и условия выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте:
для казенного учреждения – в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным учредителем или ГРБС;
для бюджетного и автономного учреждения – в соответствии с установленной ими системой оплаты труда.
Об этом сказано в пунктах 2(1), 5 положения, утвержденного постановлением Правительства от 05.08.2008 № 583.
Рекомендацией Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утвержден единый перечень видов выплат стимулирующего характера:
за наличие первой или высшей квалификационной категории;
за работу в сельской местности;
молодым специалистам, которые ведут педагогическую деятельность;
вознаграждение по итогам работы. Размер вознаграждения определяйте на основе выполнения педагогическими работниками показателей и критериев.
Такие выплаты установлены в пункте 36.5.2 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2023 № 11.
Стимулирующие выплаты устанавливайте на основе показателей и критериев эффективности работы сотрудников, измеряемых качественными и количественными показателями. За образец можно взять Методические рекомендации госорганов субъектов РФ и муниципальных образований Минобрнауки (доведены в письме от 20.06.2013 № АП-1073/02). В частности, там установлены такие показатели и критерии: