Наложенный платеж — форма расчетов между продавцом и покупателем, при которой оплата происходит во время получения товара. Форма расчетов не влияет на стоимость покупки и продажи, различными будут лишь проводки. В рекомендации – о том, как оформить и учесть наложенный платеж продавцу и покупателю.
Ирина Бушуева
Выпускающий редактор Системы Главбух, аттестованный аудитор
Документы
Продавец заключает договор со службой доставки, которой будет отправлять товар без предварительной оплаты со стороны покупателя товара. Например, СДЭК, «Почта России» и др. Покупателю при выборе способа оплаты наложенным платежом заключать дополнительный договор со службой доставки не нужно.
После получения товара покупатель оплачивает его стоимость и услуги доставки в пункте выдачи заказов или почтовом отделении. Подтверждением оплаты покупателя служит кассовый чек, выданный службой доставки (п. 1 ст. 1.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Вместе с товаром покупатель получает сопроводительные документы продавца, которые подтверждают покупную стоимость: товарную накладную, а для плательщиков НДС – счет-фактуру.
Служба доставки перечисляет полученные средства на расчетный счет продавца за вычетом комиссии за услуги по проведению оплаты товара наложенным платежом. На сумму оказанных услуг выставляет акт, счет-фактуру с предоставлением отчета о проведенных операциях и платежах.
При продаже наложенным платежом продавец признает выручку в полном объеме, не уменьшая ее на вознаграждение службы доставки. Само вознаграждение он отражает в расходах. Покупатель отражает приобретение товара наложенным платежом через расчеты с подотчетными лицами.
Учет у продавца
Проводки продавца при расчетах наложенным платежом зависят от того, когда переходит право собственности на товар к покупателю: в момент передачи службе доставки или в момент получения покупателем. Для целей налога на прибыль, УСН и ЕСХН продавец признает выручку от продажи в полном объеме без уменьшения на вознаграждение доставщика. А стоимость доставки отражает в расходах. НДС продавец начисляет в периоде отгрузки товара службе доставки.
Бухучет
В бухучете продавец отражает продажу товара с оплатой наложенным платежом в зависимости от условий договора с покупателем. На практике применяют два основных способа – переход права собственности в момент отгрузки службе доставки или в момент получения товара покупателем.
Способ 1. Переход права собственности на товар в момент отгрузки службе доставки. Этот вариант удобен продавцу, поскольку он перекладывает риск утраты или повреждения на перевозчика. На дату отгрузки проводки у продавца будут следующие (п. 12 ПБУ 9/99):
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1 «Выручка» — отражена выручка от реализации товара;
Дебет 90-3 «НДС» Кредит 68 «Расчеты по НДС» — начислен НДС к уплате, если продавец является плательщиком НДС.
Способ 2. Переход права собственности на товар в момент получения товара покупателем. При этом способе продавец отвечает за сохранность товара во время перевозки. На дату отгрузки проводки у продавца будут следующие (п. 12 ПБУ 9/99):
Дебет 76 «Расчеты по НДС» Кредит 68 «Расчеты по НДС» — начислен НДС к уплате, если продавец является плательщиком НДС.
На дату получения товара проводки будут следующие:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1 «Выручка» — отражена реализация товара;
Дебет 90-3 «НДС» Кредит 76 «Расчеты по НДС» — отражен уплаченный НДС, если продавец является плательщиком НДС.
Общие проводки для обоих способов. Далее в учете сделайте проводки по оплате. Они не зависят от даты перехода права собственности на товар, поэтому одинаковые для обоих вариантов:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — отражена оплата от покупателя на основании отчета службы доставки;
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — отражено получение денег от службы доставки;
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражены услуги службы доставки;
Дебет 19 «НДС» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражен НДС за услуги службы доставки, если продавец является плательщиком НДС;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — отражен взаимозачет задолженностей по расчетам со службой доставки.
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль продавец отражает в доходах на дату перехода права собственности всю сумму выручки без ее уменьшения на сумму доставки и вознаграждения за оплату наложенным платежом (п. 1 ст. 271, ст. 249 НК). Стоимость услуг службы доставки учтите в расходах при наличии подтверждающих документов (п. 1 ст. 253 НК).
УСН
При расчетах наложенным платежом упрощенец отражает в доходах всю сумму выручки без уменьшения на сумму доставки и вознаграждения за оплату наложенным платежом (п. 1 ст. 346.17, ст. 346.15 НК). Доход отразите на дату поступления денег посреднику от покупателя. Не ждите поступления денег на свой расчетный счет.
ФНС считает датой признания дохода на УСН дату оплаты товара посреднику, а в случае с наложенным платежом – организатору доставки (письмо ФНС от 04.08.2017 № СД-4-3/15363@). В письме от 04.09.2024 № 03-11-11/84125 Минфин поддержал выводы ФНС, поэтому при наличии данных о полученных доходах на момент поступления средств на счет посредника продавцу безопаснее признавать их в доходах на эту дату.
Ранее Минфин указывал, что доход надо признавать на дату, когда продавец на УСН получил деньги на свой счет (письмо Минфина от 03.04.2020 № 03-11-11/26872). Такой подход оправдан в случае отсутствия информации о сумме полученного дохода (п. 1 ст. 248 НК).
Стоимость услуг службы доставки при объекте «доходы минус расходы» учтите в ...