Новости
2025-05-26 14:59 Образование

Анализ работы ДОУ за учебный год: что проверить заведующему и как использовать при планировании

Анализ работы ДОУ за учебный год: что проверить заведующему и как использовать при планировании

В конце учебного года проанализируйте работу детского сада. Предлагаем примерную структуру и требования к каждому разделу анализа. Внутри есть нововведения, которые надо отразить в документе, например, поддержка детей участников СВО и требования к сайту. Оформить результаты анализа помогут гистограммы и таблицы.

Ольга Ершова

начальник Департамента образования администрации города Перми, специалист в управленческих аспектах реализации современного дошкольного образования, регулярный автор статей и спикер на отраслевых мероприятиях


Екатерина Бородина

ведущий юрист-эксперт, опыт работы в экспертной поддержке Системы Образование более 7 лет


Как определить структуру анализа работы детского сада

Чтобы составить анализ работы детского сада за учебный год, определите структуру документа – она не утверждена нормативными правовыми актами. Удобно назвать разделы анализа в соответствии с параметрами, которые будете анализировать. Это поможет понять, каких специалистов привлечь к подготовке и какие данные у них запросить. Заведующий вправе добавлять или исключать параметры контроля по своему усмотрению.

Рекомендуем уделить внимание нововведениям учебного года: историческому просвещению, дистанционному обучению и др. Анализ этих параметров поможет определить, насколько эффективно персонал адаптировался к изменениям, и в каких сферах есть точки роста. Также вы сможете подготовиться к проверкам и избежать предписаний – инспекторы часто обращают внимание на то, как в детском саду соблюдают новые требования.

Включите в структуру анализа параметры из годового плана работы и программы развития детского сада. Подведение итогов поможет понять, выполнили ли в детском саду все запланированные мероприятия.
Пример

Структура анализа работы ДОУ на основе программы развития и годового плана работы

Раздел I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Реализация образовательных программ
1.2. Работа с семьями воспитанников
1.3. Оздоровительная работа с детьми
1.4. Адаптация детей с миграционной историей
1.5. Сопровождение воспитанников – детей участников СВО

Раздел II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Методическая работа
2.2. Нормотворчество
2.3. Работа с кадрами
2.4. Ведение официального сайта и госпаблика

Раздел III. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ

3.1. Закупка и содержание материально-технической базы
3.2. Безопасность
Кому поручить анализ работы детского сада

Создайте рабочую группу, чтобы проанализировать работу детского сада по всем направлениям. Состав определите исходя из того, какие параметры включили в структуру анализа. В таблице – возможный состав рабочей группы с распределением ответственности за подготовку разделов.

Состав рабочей группы
Руководителем группы можно назначить себя или старшего воспитателя. Утвердите состав приказом. В нем же поручите ответственным лицам предоставить информацию по сферам своей деятельности, а одному из работников, например, старшему воспитателю, - сделать сводный документ из предоставленных данных. Отдельное положение о группе можно не утверждать – это создаст дополнительную бюрократическую нагрузку на работников. К тому же, они и так обязаны соблюдать локальные акты и законодательство. Достаточно указать основные поручения в приказе, а мероприятия и сроки – в плане-графике.
Совет

Предложите членам рабочей группы обратить внимание на предписания проверяющих

Анализ работы будет более результативным, если в отчетной информации отразить сведения о том, допускал ли детский сад нарушения норм действующего законодательства, и какие меры приняли ответственные лица, чтобы их устранить. Поручите ответственным включить в каждый раздел анализа краткую сводку о том, были ли выявлены нарушения по данному вопросу, и как их устранили.
Как проанализировать воспитательную и образовательную деятельность

Для анализа итогов воспитательной и образовательной деятельности поручите ответственному работнику предоставить информацию по пяти разделам: Реализация образовательных программ, Работа с семьями воспитанников, Оздоровительная работа с детьми, Адаптация детей с миграционной историей и Сопровождение воспитанников – детей участников СВО.

Реализация образовательных программ

В 2024/2025 учебном году детские сады продолжили работать по программам, составленным на основании ФОП ДО. Реализация программ дошкольного образования – это основная задача детского сада, поэтому это направление деятельности нужно обязательно включить в анализ. Рекомендуем описать в разделе результаты реализации образовательной программы дошкольного образования. Данные приведите по результатам мониторинга.

Предложите ответственным оформить результаты освоения содержания по каждой образовательной области в виде гистограммы, чтобы показать данные по каждой возрастной группе в процентах. Затем можно сделать итоговую гистограмму — сравнительный анализ результатов ОП ДО по всем группам. На ней будет видно, в какой группе дети лучше освоили программу, а значит, педагогические действия в течение учебного года были более эффективными. Если посчитаете нужным, на основе этой гистограммы можно сделать еще одну, которая покажет общие результаты освоения ОП ДО по детскому саду.
В этом же разделе проанализируйте степень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Рекомендуем уделить особое внимание результатам педагогического наблюдения за воспитанниками.

Поручите включить в раздел данные об уровне развития детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС и ФОП ДО, а также вывод о готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

Если в течение года вели коррекционную работу с детьми, необходимо проанализировать и это направление деятельности. Попросите специалистов предоставить результаты результаты педагогического наблюдения за дошкольниками с ОВЗ.

Данные рекомендуем оформить в виде гистограммы и показать на ней, как дети подготовительных к школе групп освоили ОП ДО. Педагог-психолог может дополнительно предоставить результаты диагностики психологической готовности детей в виде таблицы.
Дополните раздел информацией о соблюдении новых требований законодательства. В 2024 году Президент утвердил основы госполитики в области исторического просвещения (Указ от 08.05.2024 № 314). Детскому саду предстояло внедрить в работу единую методологию преподавания истории и содействовать повышению роли семьи в историческом просвещении воспитанников. В анализе опишите мероприятия, которые провели в связи с этим нововведением.

Информационный источник публикации Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik