Новости
2025-06-15 17:20 Юристу

Как банки контролируют клиентов по 115-ФЗ

Как банки контролируют клиентов по 115-ФЗ

В рекомендации — что и как сейчас контролируют банки и чем это опасно для клиентов. Есть образцы ответов на требования банков, чтобы избежать приостановки платежей, блокировки счета и отказа в обслуживании.

Николай Потапов

главный специалист Управления по работе с проблемными активами юридических лиц ПАО «"АК БАРС" БАНК»


Банки контролируют своих клиентов на предмет противозаконных операций, которые связаны с отмыванием доходов и финансированием терроризма. Виды контроля, которые предусмотрены Законом № 115-ФЗ, можно условно разделить на три группы:

  • идентификация клиента;
  • обязательный контроль отдельных операций;
  • выявление подозрительных операций.

По результатам каждого этапа контроля банк может отказать клиенту в обслуживании.

Идентификация клиентов

Идентификация клиента — обязательная процедура в любом банке. При идентификации банк собирает и обрабатывает всю необходимую информацию о потенциальном клиенте банка и других лицах. Чтобы ее пройти, важно знать, кого и в каких случаях обязаны идентифицировать банки и какие последствия для организации или ИП могут быть по результатам идентификации.

Кого, когда и с какой целью банки идентифицируют

Кого банк идентифицирует. Банки обязаны проводить идентификацию:

  • организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • физлиц, которые занимаются частной практикой, которым банк оказывает разовую услугу либо которых принимает на длительное обслуживание;
  • доверенных лиц клиента, которые действуют от имени клиента на основании доверенности, договора, акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления;
  • единоличного исполнительного органа юрлица;
  • лиц, которые не являются непосредственно участниками операций, к выгоде которых действует клиент. Например, на основании агентского договора, договоров поручения или комиссии;
  • бенефициарных владельцев клиента;
  • иностранной структуры без образования юридического лица.

Виды идентификации. Идентификация бывает полная и упрощенная. Упрощенную идентификацию банк может проводить только в отношении физлиц и только по определенным операциям, например, если сумма операции не превышает 100 000 руб. и банком не установлены признаки сомнительности операции (п. 1.1, п. 1.11 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). В отношении организаций и ИП банк всегда будет проводить полную идентификацию.

Цель идентификации. Идентификацию проводят с целью оценить степень риска проведения клиентом операций, связанных с отмыванием незаконных доходов и финансированием терроризма. Идентификацию проводят перед тем, как принять клиента на обслуживание (разовое или длительное). То есть банк не откроет организации и ИП расчетный счет до того, как проведет идентификацию. Если какая-либо информация в отношении организации или ИП вызовет подозрение у банка, банк вправе отказать в открытии расчетного счета или обслуживании клиента.

Это следует из пунктов 1.1, 1.2 и 1.6 положения ЦБ от 15.10.2015 № 499-П, подпункта 1 пункта 1, пункта 5.2, подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Банк при проведении идентификации также обязан:

  • получить информацию, с какой целью клиент открывает счет в банке (подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
  • регулярно устанавливать цели финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение и деловую репутацию клиентов, а также источники происхождения денежных средств и иного имущества клиентов (подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
  • обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год. Конкретную периодичность актуализации сведений устанавливает банк в правилах внутреннего контроля. Если у банка возникают сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации, банк обновит данные в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений (подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, п. 1.6 положения ЦБ от 15.10.2015 № 499-П). Если в результате обновленных данных у банка появятся подозрения в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма, банк вправе расторгнуть договор банковского счета.

Также при приеме на обслуживание клиентов банки обязаны оценивать их по уровням рисков совершения подозрительных операций. Всего предусмотрено три уровня рисков: низкий, средний и высокий. Порядок оценки клиентов по уровням рисков банки устанавливают в правилах внутреннего контроля. Об этом — в подпункте 3.1 пункта 1 статьи 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. С 1 июля признаки рисков будет устанавливать ЦБ.

Какую информацию банк запрашивает

Перечень обязательных сведений, которые банк должен запросить при идентификации, установлен в пункте 1 статьи 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, а также:

  • в приложении 1 к положению ЦБ от 15.10.2015 № 499-П — для физлиц, их представителей и бенефициарных владельцев;
  • приложении 2 к положению ЦБ от 15.10.2015 № 499-П — для организаций, иностранных структур без образования юрлица, индивидуальных предпринимателей, физлиц, занимающихся частной практикой.

Например, при идентификации ИП у него обязательно запросят Ф. И. О., дату и место рождения, гражданство, реквизиты паспорта, адрес места жительства, ИНН, ОГРНИП, контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты). А если у банка есть сведения о повышенном уровне риска в отношении данного клиента, дополнительно запросят или будут собирать данные из других источников:

  • о целях обращения в банк и о целях финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовом положении;
  • деловой репутации.

При идентификации организации банк запросит полное и сокращенное наименование, организационно-правовую форму, ИНН, сведения о государственной регистрации, адрес юридического лица, сведения о месте ведения основной деятельности, сведения о лицензиях, если деятельность подлежит лицензированию, адрес сайта, через который организация ведет деятельность. В качестве дополнительной информации банк запросит следующие сведения:

  • о целях открытия счета в банке;
  • целях ведения финансово-хозяйственной деятельности;
  • суммах снятия наличных;
  • планируемых операциях в рамках внешнеторговой деятельности;
  • основных контрагентах;
  • финансовом положении (копии бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций);
  • источниках происхождения денег;
  • бенефициарных владельцах;
  • сведения о среднесписочной численности организации;
  • сведения по показателям финансового положения, а именно сведения об активах и пассивах — в случае если отсутствует бухгалтерская отчетность;
  • о собственной оценке финансового положения по градациям: хорошее, среднее, плохое;
  • о видах договоров, расчеты по которым организация планирует осуществлять через банк;
  • о предположительном объеме операций в месяц, квартал, год.

Кроме того, банк может собирать сведения о деловой репутации организации (отзывы других клиентов данного банка, с которыми у клиента были деловые отношения, а также отзывы других банков, в которых данная организация находилась или находится на обслуживании).

Помимо перечисленных сведений, банк может запрашивать у клиента или собирать из доступных источников другие сведения. Перечень дополнительных сведений определяется с учетом уровня риска совершения клиентами операций в целях отмывания дохода или финансирования терроризма. Полный перечень данных для идентификации клиента каждый банк устанавливает в правилах внутреннего контроля.

Собранные о клиенте документы хранятся в специальной анкете (досье) клиента. Эти данные банк хранит на бумаге или в электронном виде не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом (п. 5.1, 5.3 положения ЦБ от 15.10.2015 № 499-П).

В анкету (досье) клиента включаются следующие сведения:

  • сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложениях 1 и 2 к положению № 499-П;
  • сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование степени (уровня) риска клиента в соответствии с положением ЦБ № 375-П;
  • дата начала отношений с клиентом, в частности, дата открытия первого банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также дата прекращения отношений с клиентом;
  • дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента;
  • Ф. И. О. и должность работника банка, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также работника, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента;
  • иные сведения по усмотрению банка.

Такие правила прописаны в приложении 3 к положению ЦБ от 15.10.2015 № 499-П.

Банк может при оценке уровня риска организации использовать информацию ЦБ. Факт использования или не использования информации ЦБ банк фиксирует в правилах внутреннего контроля (п. 1 ст. 7.7 от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Порядок идентификации

Банк может проводить идентификацию клиента при его личном присутствии либо посредством системы удаленной биометрической идентификации (п. 5.6–5.8 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Кроме того, банк может поручить провести идентификацию клиента:

  • другой кредитной организации;
  • «Почте России»;
  • банковскому платежному агенту;
  • оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  • удостоверяющему центру, аккредитованному в порядке, установленном Законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ;
  • банковскому платежному агенту в порядке, установленном пунктами 1.5-1—1.5-5, 1.8, 1.9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ (п. 1.5 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Порядок идентификации банки прописывают в правилах внутреннего контроля. При сборе информации о потенциальном клиенте, его представителе, бенефициарном владельце банки используют разные источники информации. Это следует из пункта 2.1 положения ЦБ от 15.10.2015 № 499-П.

Во-первых, запрашивают данные непосредственно у самого клиента. Клиент указывает необходимые сведения в анкете банка и прилагает все имеющиеся у него документы. Также сами клиенты должны предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах (ст. 6.1, п. 14 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Во-вторых, при проведении идентификации клиента банк вправе использовать информацию из открытых информационных систем госорганов, СФР, ФОМС, размещенных в сети Интернет либо Единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в том числе:

  • сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;
  • информацию о наличии в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Дополнительно для получения необходимой информации банк может воспользоваться информационными продуктами российских и иностранных организаций, например, информационного агентства «Интерфакс» (система «СПАРК», «Центр раскрытия корпоративной информации»), акционерного общества «Финмаркет» (X-Compliance), Orbis (www.orbis.bvdinfo.com), а также иными источниками информации, доступными организациям на законных основаниях (п. 23 приложения к письму Росфинмониторинга от 15.02.2019 № 04-02-01/3276).

Банк может при оценке уровня риска организации использовать информацию ЦБ. Факт использования или не использования информации ЦБ банк фиксирует в правилах внутреннего контроля (п. 1 ст. 7.7 от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Когда банк откажет в обслуживании по результатам идентификации

Банк откроет расчетный счет при соблюдении двух условий:

  • проведена процедура идентификации клиента и приняты меры по установлению идентификации бенефициарных владельцев;
  • в процессе идентификации у банка не возникло подозрений, что организация или ИП открывает счет в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.

Это следует из пункта 5 статьи 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, пункта 1.2 Инструкции ЦБ от 30.03.2021 № 204-И.

Банк обязан отказать в приеме на обслуживание клиента, если:

  • не проведена идентификация клиента, то есть не собраны о клиенте все необходимые сведения в случаях, когда идентификация обязательна (п. 2.2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
  • не установлена информация о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с банком (п. 2.2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
  • организация не предоставила сведения о лицензиях в случаях, когда деятельность подлежит обязательному лицензированию, а также в случаях, когда сайт организации числится в реестре запрещенных сайтов (подп. 1 п. 1, п. 15 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Банк вправе отказать в открытии счета организациям и ИП, которым присвоен средний и высокий уровень риска (абз. 2 п. 5.2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Банк не вправе отказать в открытии счета организациям и ИП с низким уровнем риска (п. 2 ст. 7.7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Какие признаки при идентификации клиента могут вызвать подозрения банка
Это распространенные причины отказа в открытии счета. Помимо этих причин, в каждом банке могут быть свои признаки. Их банк прописывает в правилах внутреннего контроля. Помните, что банк может отказать в открытии счета по любым признакам, которые говорят о фиктивности организации или о том, что организация или ИП открывает счет с целью проведения незаконных операций.

Банк обязан документально фиксировать и предоставлять в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа от заключения договоров банковского счета в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий, в порядке, установленном указанием ЦБ от 15.07.2021 № 5861-У.

Отказ банка в принятии клиента на обслуживание ввиду невозможности его идентификации может быть обжалован в сам банк, специально созданную межведомственную комиссию ЦБ либо в суд (п. 13.1–13.6 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Обязательный контроль операций

В законе есть перечень операций, которые банки будут в обязательном порядке проверять, даже если они не вызывают подозрений. Также перечень операций для обязательного контроля может устанавливать непосредственно сам Росфинмониторинг своими приказами (п. 1 ст. 6 закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Выполнять контроль должны субъекты Закона № 115-ФЗ – помимо банков, и страховые, микрокредитные организации, ломбарды, а также «Почта России» (например, при любом почтовом переводе на сумму 100 тыс. руб. и более). Все они обязаны передавать информацию о таких операциях регулятору – в Росфинмониторинг.

Обязательному контролю подлежат:

  • любые операции с наличными в сумме 1 млн руб. и более;
  • лизинговые платежи на сумму 1 млн руб. и более;
  • все расчеты, связанные с операциями с недвижимостью на сумму 5 млн руб. и более.

Полный перечень операций, которые подлежат обязательному контролю банками, в таблице.
Рассмотрим самые распространенные операции у организаций и ИП, которые банки контролируют.

Операции с наличными

Обязательному контролю подлежат любые операции с наличными. То есть под контроль попадет любое снятие наличных организацией или ИП или внесение наличных для зачисления на расчетный счет на сумму 1 млн руб. и более независимо от характера хозяйственной деятельности юрлица (подп. «а» п. 1 Закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ). Например, когда организация снимает наличные для выплат зарплаты и иных хозяйственных нужд. Также попадет под контроль внесение физлицом в уставный (складочный) капитал наличных денег. Сведения обо всех таких операциях банки будут направлять в Росфинмониторинг.

В рамках обязательного контроля банки будут запрашивать пояснения о целях совершения той или иной операции, источнике происхождения денежных средств, операция с которыми подлежит обязательному контролю. Кроме того, банки должны проверять операции на признаки сомнительности. Для этого в каждой кредитной организации есть свои критерии и правила внутреннего контроля. Это следует из подпунктов 1 и 1.1 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Поэтому фактически при каждом снятии большой суммы банки могут запросить пояснения о назначении таких сумм. В связи с этим бухгалтеру нужно быть готовым, что на каждое снятие крупной суммы наличных придется составлять пояснение и представлять документы для оправдания этой операции. Например, организация может снимать наличные в следующих случаях:
Платежи по договорам лизинга

Контролю подлежит каждый лизинговый платеж на сумму 1 млн руб. и более. Если платеж в иностранной валюте — в сумме, эквивалентной 1 млн руб. Мониторят как списание со счета лизингового платежа, так и зачисление на счет. Если у вас есть действующий договор лизинга, по которому вы перечисляете платежи в сумме 1 млн руб. и более, банк может потребовать пояснения и документы по такой операции.

Сделки с недвижимостью

Банки контролируют все расчеты по сделкам с недвижимым имуществом, если сумма сделки составляет 5 млн руб. и более. Контроль действует как за безналичными расчетами, так и наличными, например, когда расчеты ведут через банковскую ячейку. До этой даты контролировались только сделки, по которым был зарегистрирован переход права собственности. Например, если была оплата, но перехода права собственности не было, то такая операция не подлежала обязательному контролю. Теперь сам факт оплаты уже будет основанием для обязательного контроля.

По каждому расчету в сумме 5 млн руб. и более по сделкам с недвижимостью банк будет запрашивать пояснения и документы по сделке. Также банк будет проверять операцию по признакам сомнительности. Таким признаком может быть необычный характер сделки, не имеющей экономического смысла. Например, когда организация покупает на крупную сумму объект недвижимости, никак не связанный с ее деятельностью.

Выявление сомнительных операций

Помимо операций, подлежащих обязательному контролю, банки контролируют операции на признаки сомнительных сделок. ЦБ оценивает банки на предмет вовлеченности в сомнительные операции. Степень вовлеченности зависит от объема выявленных сомнительных операций. ЦБ регулярно устанавливает лимит объема выявленных сомнительных операций клиентов, при которых ЦБ присвоит банку высокий уровень вовлеченности в сомнительные операции. Так, по итогам II квартала 2021 года и последующие периоды высокий уровень присвоят, если:

  • объем сомнительных наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам клиентов и объем сомнительных безналичных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам клиентов — юрлиц и ИП превышает 2 процента;
  • или объем сомнительных операций клиентов с безналичными и наличными денежными средствами в совокупности превышает 0,5 млрд руб.

Такие критерии ЦБ привел в информационном сообщении от 13.04.2021 № ИН-01-12/23. В предыдущие периоды лимит по второму показателю составлял 1 млрд руб. Таким образом, со II квартала 2021 года ЦБ усилил контроль за банками, что в свою очередь влечет за собой ужесточение контроля банками над клиентами.

Перечень контролируемых банками операций не ограничен, поэтому под контроль могут попасть абсолютно все операции, совершаемые клиентом. Каждый банк обязан иметь правила внутреннего контроля, по которым сотрудники должны выявлять подозрительные операции. Правила внутреннего контроля разрабатывают в соответствии с положением ЦБ от 02.03.2012 № 375-П. В приложении к данному положению есть перечень признаков сомнительных операций, рекомендованных ЦБ. С 1 октября 2021 года перечень дополнили новыми признаками (Указание ЦБ от 20.10.2020 № 5599-У). Например, теперь смогут отказать в проведении операции по следующим новым основаниям:

  • приобрели или продавали цифровую валюту;
  • сняли наличные деньги, полученные в форме субсидии;
  • внесли на счет наличные деньги, источник происхождения которых вызывает подозрения (клиент не смог подтвердить источник происхождения денежных средств или есть сомнения в обосновании клиентом их происхождения);
  • снимали наличные деньги с корпоративной банковской карты при наличии дополнительных признаков, например с даты создания юрлица прошло менее двух лет и деньги снимаются суммами, не превышающими 600 тыс. руб.;
  • ИП переводил деньги на личный счет, если по счетам ИП не будет иных операций, связанных с его деятельностью;
  • на счет поступали платежи с выделенной суммой НДС, которые в дальнейшем перечислялись контрагентам по не облагаемым НДС сделкам.

Перечень из приложения к положению ЦБ от 02.03.2012 № 375-П является открытым, так как в нем есть формулировка «Иные общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем». Поэтому банки могут устанавливать дополнительные признаки сомнительных операций в правилах внутреннего контроля.

ЦБ также регулярно анализирует операции клиентов на признаки сомнительности и доводит данную информацию до банков в письмах. Так, в письме от 16.03.2022 № 019-12/1796 ЦБ рекомендует обращать внимание на операции, направленные на обход специальных экономических мер, предусмотренных указами, актами Правительства, а также мер, предписанных ЦБ, в том числе ограничений по валютным операциям, по выводу активов организациями – нерезидентами. Также банки должны отслеживать нетипичные операции компаний и граждан. Например, нехарактерный для частного потребления рост объемов и однотипность операций, связанных с покупкой товаров.

Банки должны документально фиксировать информацию, если в рамках внутреннего контроля выявлены следующие признаки сомнительных операций:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их проведения является уклонение от процедур обязательного контроля;
  • совершение операции клиентом, в отношении которого Росфинмониторингом в банк направлен либо ранее направлялся запрос;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у сотрудников банка возникают подозрения, что указанная операция проводится в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • решение клиента об отказе от установления отношений или о прекращении отношений с банком, если у сотрудников банка возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с проведением банком внутреннего контроля;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки проводятся в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Также банки руководствуются Методическими рекомендациями ЦБ от 13.04.2016 № 10-МР, от 21.07.2017 № 18-МР и № 19-МР, от 16.02.2018 № 5-МР. В частности, контролируют налоговую нагрузку, основания платежей, активность счета и ...

Информационный источник публикации Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik