Новости
2024-05-28 10:37 Управление МКД

Как обслуживать лифты во время эксплуатации

Как обслуживать лифты во время эксплуатации

Елена Ведищева

редактор журнала «Управление многоквартирным домом»


Во время эксплуатации лифта оценивайте соответствие лифта требованиям безопасности, проводите осмотры, техобслуживание и при необходимости ремонтируйте. Оценку соответствия лифта требованиям безопасности проводите в виде технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев в течение всего срока службы лифта.

Чтобы провести освидетельствование, обратитесь в экспертную организацию (п. 25, 26 Правил № 743, ч. 4 ст. 6 Регламента). Требования к экспертным организациям по освидетельствованию устанавливает приложение 2 к Правилам № 743. Результат технического освидетельствования лифта эксперт оформит актом и внес в паспорт объекта (п. 23 Правил № 743).

Владелец обслуживает и ремонтирует лифты самостоятельно или по договору со специализированной организацией. Если привлекаете организацию, передайте ей копию руководства по эксплуатации (п. 16 Правил № 743). Если планируете обслуживать самостоятельно, обеспечьте выполнение требований пункта 17 Правил № 743.

Осмотры, ремонт и техобслуживание лифта проводите в соответствии с руководством по эксплуатации (п. 3, подп. «е» п. 17 Правил № 743, п. 3.1 Регламента). Сведения об осмотрах, обслуживании и ремонте квалифицированный персонал заносит в журнал периодического осмотра объекта и журнал технического обслуживания и ремонта объекта (приложения 6, 7 к приказу Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309).
Устранить аварию и неисправность в работе лифта необходимо в течение 24 часов с момента его остановки. Такой срок отводится для всех неисправностей, не связанных с капитальным ремонтом или модернизацией лифта. Это устанавливает подпункт «з» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, утвержденных постановлением Правительства от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила №743).

Если в неисправном лифте находятся люди, их нужно эвакуировать в течение 30 минут с момента регистрации ситуации (п. 19 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. постановлением Правительства от 24.06.2017 № 743).

УО, ТСЖ, ЖСК обязаны организовать круглосуточное аварийно-техническое обслуживание лифтов. В рамках такой работы необходимо:

  • принимать сведения о неисправностях и авариях в лифтах;
  • регистрировать неисправности и аварии;
  • передавать информацию квалифицированному персоналу для принятий мер;
  • контролировать принимаемые меры.

Это устанавливает пункт 18 Правил № 743.

Какую информацию размещают в лифте

Лифт маркируют Единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза. Этот знак подтверждает, что лифт соответствует техническому регламенту.
В маркировке указывают класс энергетической эффективности. На лифт и устройства безопасности наносят информацию:

  • наименование изготовителя и (или) товарный знак;
  • идентификационный (заводской) номер лифта;
  • год изготовления.

Информацию о маркировке размещают в кабине или на кабине, в доступном для обслуживающего персонала месте. Информацию наносят любым способом, который позволит оставить четкое и ясное изображение в течение всего срока службы лифта. В кабине лифта и на основном посадочном (назначенном) этаже размещают информацию о местоположении кабины лифта и направлении движения. Такие правила установлены частями 4–5 статьи 3, частью 1 статьи 4, статьей 7 Регламента, пунктом 3.4 приложения 1 к Регламенту.
СИТУАЦИЯ

По каким нормам эксплуатировать лифты

Требования безопасности при эксплуатации лифта предусматривают:

  • Технический регламент Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 011/2011 «Безопасность лифтов»;
  • статья 140 Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правила проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, утвержденные постановлением Правительства от 23.08.2014 № 848;
  • эксплуатационные документы на лифт.

Чтобы выполнить требования Техрегламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), соблюдайте:

  • ГОСТ 33605-2015 «Лифты. Термины и определения»;
  • ГОСТ 33984.1-2016 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов»;
  • ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке»;
  • ГОСТ Р 56943-2016 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования грузов»;
  • ГОСТ 33652-2015 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
  • ГОСТ Р 52382-2010 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных»;
  • пункт 5.5.3.21 ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке»;
  • ГОСТ 33653-2015 «Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности»;
  • ГОСТ Р 53387-2009 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска».

Это определено в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.05.2018 № 93.

Эксплуатирующие лифты организации вправе не применять ГОСТы, но в этом случае придется разработать собственные стандарты.