Иван Шкловец
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Ситуация
Как организовать прием-передачу дел при увольнении сотрудника
Чтобы передать дела при увольнении, издайте приказ о приеме-передаче дел в произвольной форме. Укажите в приказе, какой сотрудник передает дела, а какой их принимает. Зафиксируйте причину и сроки передачи дел. Ознакомьте работников с приказом под подпись.
Составьте список документов и материальных ценностей, которые должен передать работник. Проведите сверку документов. Если в ходе сверки выявили недостающие документы или ценности или в них обнаружены недостатки, отразите все эти сведения в акте приема-передачи дел. Подпишите акт у сотрудника, который передает дела, и у того, который их принимает.
Порядок передачи дел в редких случаях может быть регламентирован. Например, он предусмотрен для руководителей кредитной организации. Они, как правило, должны передать дела лицу из числа руководителей этой организации (ч. 13 ст. 24 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1).
Если для вас порядок передачи дел нормативно не установлен, вы можете определить его сами и прописать в локальном нормативном акте (ст. 8, 22 ТК).
При увольнении материально ответственного лица проведите инвентаризацию. Например, если из компании уходит главный бухгалтер, в трудовом договоре которого есть условие о полной материальной ответственности. Инвентаризацию проводите по общим правилам Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», утв. приказом Минфина от 13.01.2023 № 4н. В частности, создайте инвентаризационную комиссию. Она проверит фактические остатки основных средств, запасов, товаров, денежных средств и вносит результаты в специальные описи (п. 5, 19 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»).
В случае увольнения обычных работников, которые должны передать только документы или материальные ценности, можно ограничиться обходным листом. Форму и порядок заполнения обходного листа закрепите в локальном акте (ст. 8 ТК).
Ситуация
Как поступить, если сотрудник, работающий в организации по совместительству, уволился с основного места работы
Совместитель – это сотрудник, который в свободное от основной работы время выполняет другую работу по отдельному трудовому договору (ст. 282 ТК). Если сотрудник увольняется с основного места работы, то исходя из указанного определения он теряет статус совместителя.
Вместе с тем, исходя из положений действующего законодательства сам по себе факт увольнения сотрудника с основного места работы:
- с одной стороны, не является основанием для увольнения совместителя, поскольку такое основание законодательство не содержит;
- с другой стороны, не является автоматическим условием перевода сотрудника с совместительства на основное место работы.
Условие о работе по совместительству является обязательным условием трудового договора (ч. 4 ст. 282 ТК). Изменение условий трудового договора возможно только по соглашению сторон и в письменной форме (ст. 72 ТК). Специальной нормы, которая бы обязывала работодателя переоформлять трудовой договор с совместительства на основную работу, законодательство также не содержит. Следовательно, работа по совместительству может быть трансформирована в основную только при наличии обоюдного согласия работодателя и совместителя. На это указывает и Роструд в письме от 22.10.2007 № 4299-6-1. Аналогичную позицию занимают и суды. Смотрите, например, апелляционное определение Саратовского областного суда от 19.03.2015 № 33-1271, определение Московского городского суда от 21.09.2010 № 33-29345.
Также следует отметить, что законодательство не обязывает сотрудника уведомлять работодателя, у которого он работает по совместительству, об увольнении с основного места работы. Равно как у работодателя нет обязанности проверять факт наличия у сотрудника основного места работы и требовать подтверждающие документы. Поэтому возможна ситуация, когда работодатель даже не знает о том, что сотрудник уволился с основной работы.
Если работодателю все же стало известно об увольнении сотрудника с основного места работы, настоятельно предложите работнику оформить переход с совместительства на основную работу, а если он откажется, зафиксируйте отказ актом в произвольной форме. В трудовых отношениях есть ряд моментов в части предоставления отпуска, оплаты больничных, начисления компенсаций при сокращении, оснований для увольнения и т. п., где в отношении совместителей действуют специальные правила. И если сотрудник сам предпочитает остаться в статусе совместителя, то и работодатель свои дальнейшие кадровые решения вправе проводить с учетом данного статуса.
Информационный источник публикации Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik