Новости
2024-12-11 11:44 Бухгалтеру

Что изменить в учетной политике для бухгалтерского учета на 2025 год

Что изменить в учетной политике для бухгалтерского учета на 2025 год

Елена Попова

заместитель директора Учебно-методического Института ЖКХ и Строительства НИУ ВШЭ, член комитета по образованию, аттестации и сертификации Ассоциации "Российский Союз аудиторов"


Ирина Бушуева

Выпускающий редактор Системы Главбух, аттестованный аудитор


В учетную политику на 2025 год для бухучета внесите изменения в связи со вступлением в силу ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Также возможны дополнения по учету НМА по итогам первого года применения ФСБУ 14/2022.

Бухгалтерская отчетность по ФСБУ 4/2023

Факт и дату начала применения ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» закреплять в учетной политике не нужно. Этот стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных, с отчетности за 2025 года (приказ Минфина от 04.10.2023 № 157н). ПБУ 4/99 и приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н утрачивают силу.

В учетной политике нужно утвердить:

  • полные или упрощенные формы бухгалтерской отчетности;
  • уровень существенности в формах бухотчетности, а также зависящая от этого детализация показателей – в формах отчетности или в пояснениях к ней;
  • возможность группового учета показателей;
  • период и сроки составления промежуточной отчетности, если оформляете ее.

Разработать формы нужно на основании образцов, которые приведены в ФСБУ 4/2023. При этом можно либо оставить утверждаемые формы такими же, как в образцах, без изменений, либо дополнить образцы нужными графами. Не рекомендуем убирать строки, поскольку программа ГИРБО может не принять отчетность с удаленными строками. Учтите обязательные требования по оформлению заголовочной части отчетности.

Формы надо утвердить в учетной политике, даже если компания ничего не меняет в образцах из ФСБУ. Это следует из пункта 62 ФСБУ 4/20

Полные формы

В приложении к учетной политике утвердите конкретные формы бухгалтерской отчетности. Ее состав приведен в разделе II ФСБУ 4/2023. Годовая отчетность для всех компаний, кроме НКО, состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах (ОФР);
  • приложений к ним, а именно: отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений к балансу и ОФР.
Мнение

ФСБУ по учету активов имеют приоритет перед ФСБУ 4/2023

Альмин Рабинович

заместитель руководителя департамента бухгалтерского, налогового и правового консалтинга аудиторско-консалтинговой сети «Finexpertiza»


Согласно пункту 62 ФСБУ 4/2023, формы бухгалтерской отчетности определяются экономическим субъектом на основе образцов, приведенных в приложении. Эта формулировка даст организации большую свободу в структурировании форм, чем это предоставляет пункт 3 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н.

На мой взгляд, информацию о конкретных активах следует представлять в балансе, прежде всего в соответствии с ФСБУ, который регулирует учет таких активов. То есть приоритет должен быть отдан логике и нормам ФСБУ, а не нумерации кодов строк в отчетности.
Пример

Формулировка учетной политики о новых формах бухотчетности в коммерческой компании

Организация составляет бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах по формам, утвержденным в приложении N к настоящей учетной политике.

Основание: пункты 8–32, 37–50 и 62 ФСБУ 4/2023.
Состав бухгалтерской отчетности для НКО иной (разд. II ФСБУ 4/2023). Вместо отчета об изменении капитала НКО составляют отчет о целевом использовании средств. Остальные формы отчетности такие же, как и для коммерческой организации.
Пример

Формулировка к учетной политике о новых формах бухотчетности в НКО

Организация составляет бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств по формам, утвержденным в приложении N к настоящей учетной политике.

Основание: пункты 8–24, 33–36 и 53 ФСБУ 4/2023.
Риски, если не изменить учетную политику
Упрощенные формы

Если у компании есть право на упрощенную бухотчетность и компания решила им воспользоваться, то пропишите это в приказе о внесении изменений в учетную политику для целей бухучета на 2025 год. А в приложении к ней утвердите конкретные формы.

Упрощенную бухгалтерскую отчетность вправе составлять экономические субъекты, которые имеют право на упрощенные способы бухучета (п. 51 ФСБУ 4/2023). В упрощенную отчетность входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения (п. 51–54 ФСБУ 4/2023).

Отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала при упрощенной отчетности можно не составлять. Существенные показатели ОДДС, отчета об изменении капитала раскрывают в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах. Этого достаточно.

По ФСБУ 4/2023 в балансе и отчете о финансовых результатах, которые составляются по упрощенным формам, показатели можно объединять в однородные группы. При этом в отчетности приводятся только итоговые показатели таких групп, например, по разделам баланса и т. д., без детализации по показателям, входящим в группу. В этом отношении правила бухотчетности остались прежними.
Пример

Формулировка учетной политики об упрощенных формах бухотчетности в коммерческой организации

Организация составляет бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, которые утверждены в пункте N приложения к учетной политике.

Основание: пункты 51–54 и 63 ФСБУ 4/2023, пункт 4 статьи 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Минимальный состав упрощенной отчетности для НКО: бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и пояснения к ним. То есть в составе упрощенной бухгалтерской отчетности НКО вправе не составлять ОФР и ОДДС. Но при этом показатели обязательно нужно раскрыть в пояснениях.
Пример

Формулировка учетной политики об упрощенных формах бухотчетности в НКО

Некоммерческая организация составляет бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, которые утверждены в пункте N приложения к настоящей учетной политике.

Основание: пункт 51–54 и 63 ФСБУ 4/2023, пункт 4 статьи 6 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Риски, если не изменить учетную политику
Уровень существенности

Пропишите в учетной политике, какие показатели считаются существенными и должны раскрываться в отчетности обособленно. Информация считается таковой, если ее пропуск или искажение могут оказать влияние на экономические решения, которые пользователи принимают на основе отчетности (ФСБУ 4/2023, информационное сообщение Минфина от 26.03.2024 № ИС-учет-50).

Уровень существенности. Сам уровень компании определяют самостоятельно (п. 10 ФСБУ 4/2023). Для этого используют критерии:

  • количественные, то есть процент от определенной величины (выручки, прибыли, стоимости основных средств, итогового показателя по группе статей и т. д.);
  • качественные, то есть обладающие определенными признаками, независимо от их стоимости (наличие недвижимости, прав пользования активами и т. д.).

Рекомендуем устанавливать количественные критерии существенности в размере, не достигающем 10 процентов от суммы соответствующей строки отчетности. Это связано с тем, что искажение какого-либо показателя отчетности на 10 и более процентов является грубым нарушением правил бухгалтерского учета, за которое грозит штраф.
Мнение

Установите несколько критериев существенности: количественный и качественный

Юлия Гладышева

аудитор и партнер АО «Энерджи Консалтинг»


Предусмотреть в учетной политике «перечень» существенной информации невозможно. Показатель тестируется на количественную и качественную существенность при составлении отчетности. Например, какой-то показатель может значительно увеличиться за год и стать существенным или, наоборот, уменьшиться и перестать быть таковым. Компания может предполагать, какие показатели в ее отчетности с высокой вероятностью будут существенными, но это все-таки прогноз, результаты которого заранее «закрепить» нельзя.

Несущественные показатели можно отражать в строке «Прочие». Но если показатель такой строки будет составлять значительную долю в итоговом значении по разделу или по группе показателей, то компания обязана детализировать состав этой строки в пояснениях. Такое требование прямо прописано в последнем абзаце пункта 69 ФСБУ 4/2023. Это правило позволяет исключить сокрытие существенных показателей в строке «Прочие».
Вся существенная информация, которая раскрывается в бухотчетности, отражается обособленно. Взаимозачет между показателями объектов бухучета принципиально запрещен. Исключение – если это требование другого ФСБУ (подп. «в» п. 66 ФСБУ 4/2023).
Пример

Формулировка учетной политики по уровню существенности показателей бухгалтерской отчетности

Существенными для раскрытия в бухгалтерской отчетности являются показатели, отношение которых к итоговому показателю по группе статей или по разделу за отчетный период – не менее 7 процентов.

Качественно существенными показателями бухгалтерской отчетности являются данные по:

  • капитальным вложениям в основные средства;
  • авансам, выплаченным для приобретения внеоборотных активов;
  • правам пользования активами.

Основание: пункты 10, 29, 54, 55, 57, 69 ФСБУ 4/2023.
Раскрытие существенной информации в отчетности. Существенную информацию можно раскрывать либо в расшифровке строки отчетности, либо в пояснениях к ней. Выбранный вариант компания фиксирует в учетной политике. При этом для разных существенных показателей можно утвердить разные варианты.
Пример

Формулировка учетной политики по раскрытию существенных показателей в бухгалтерской отчетности

Информация о качественно существенных показателях – капитальных вложениях в основные средства, авансах на приобретение внеоборотных активов и правах пользования активами – отражается в бухгалтерском балансе обособленно.

Существенная информация, для которой не предусмотрено в бухгалтерской отчетности отдельных строк, отражается в пояснениях к отчетности.

Основание: пункты 10, 29, 54, 55, 57, 69 ФСБУ 4/2023.
Риски, если не изменить учетную политику
Группировка показателей

По решению компании часть показателей можно объединить в группы, к которым относятся близкие по характеру показатели (п. 11 ФСБУ 4/2023). По факту такая группировка – это отказ от детализации конкретной строки. Под группой в данном случае понимается строка отчетности с кодом.

Например, информацию об основных средствах можно представить одной строкой, а можно детализировать: непосредственно ОС, капвложения в ОС, а также права пользования активом. Выбранный вариант закрепите в учетной политике, а также утвердите соответствующую форму отчетности (абз. 1 п. 7 ПБУ 1/2008).

Если у компании нет близких по характеру объектов учета, которые она хотела бы объединить в группы, то положения о группировке прописывать в учетной политике не нужно.

Минимальный перечень показателей баланса, обязательных для раскрытия в бухгалтерской отчетности, приведен в пункте 9 ФСБУ 4/2023. Примеры показателей, которые могут быть раскрыты с учетом существенности, перечислены в пункте 10 ФСБУ 4/2023. В группы можно объединять показатели как первого, так и второго типа (п. 11 ФСБУ 4/2023).
Мнение

Группировка, закрепленная в учетной политике, не исключает обособленные строки в отчетности

Юлия Гладышева

аудитор и партнер АО «Энерджи Консалтинг»


Показатели группируются с учетом их существенности. Не всегда можно определить заранее, какие именно показатели подлежат группировке или – из-за их существенности – обособленному отражению. Поэтому в учетной политике имеет смысл закреплять наиболее вероятные варианты, а также порядок пересмотра. Пример такого описания:

  • в строке баланса «Денежные средства» отражаются краткосрочные депозиты;
  • денежные выплаты арендатора в ОДДС включаются в строку «Прочие платежи» раздела «Денежные потоки от финансовых операций».

Как-то отдельно расписывать представление по строкам именно существенной информации не нужно.

Если компания отказывается от группировки обязательных показателей, то ей может понадобиться добавить соответствующие строки или подстроки в баланс. Это предусмотрено пунктом 10 ФСБУ 4/2023. Вопрос с кодировкой тоже решаем. Например, для этой цели в баланс могут быть включены строки 1151–1159 по аналогии со строкой 1105 «Гудвил» при наличии строки 1110 «Нематериальные активы» или 1215 «Долгосрочные активы к продаже» наряду со строкой 1210 «Запасы».

Однако в настоящее время компания не может включить дополнительные строки в ГИР БО. Налоговый орган должен либо предусмотреть такую возможность в своем программном обеспечении, либо получить разъяснения от Минфина, как компания может реализовать права из пункта 10 ФСБУ 4/2023
Пример

Формулировка учетной политики по объединению показателей бухгалтерской отчетности в группы

Организация отражает в строке 1150 бухгалтерского баланса группу показателей, включающую: основные средства; капитальные вложения в объекты основных средств; авансы, выданные в связи с приобретением основных средств; права пользования активами.

Основание: пункт 11 ФСБУ 4/2023, пункт 7 ПБУ 1/2008.
Риски, если не изменить учетную политику
Промежуточная отчетность

Если компания составляет промежуточную отчетность, утвердите в учетной политике для бухучета сроки и период ее оформления. При этом надо понимать, что если в течение отчетного года у компании появится новый контрагент, который потребует представления ему промежуточной отчетности, не указанной в учетной политике, то такую политику потребуется дополнить. В ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» прописаны подробные требования к промежуточной бухотчетности. Но период, за который она составляется, стандартом не установлен. Поэтому компания вправе составлять отчетность за любой промежуток времени (п. 55 ФСБУ 4/2023).

Компания готовит промежуточную отчетность в том же составе, как и годовую. Но немного в урезанном виде, что разрешает стандарт. При этом она должна раскрывать существенную информацию (п. 57 ФСБУ 4/2023).
Мнение

Более подробно пропишите положения учетной политики в части промежуточной отчетности

Юлия Гладышева

аудитор и партнер АО «Энерджи Консалтинг»


Для промежуточной отчетности в учетной политике необходимо закрепить несколько моментов:

  • в каком составе включается информация: полная или только актуализирующая;
  • выбранный вариант группировки или, напротив, обособленного представления показателей;
  • сроки составления промежуточной отчетности.

Также можно указать, что является основанием для составления: решение собственников, нормативный акт, положения устава, требования договора и т. д. Это объяснит выбранную периодичность, а также даст основания для дополнения учетной политики, если в середине года появятся иные основания для составления промежуточной отчетности в другие сроки.

Промежуточная отчетность составляется, чтобы пользователь получил актуальную информацию о деятельности организации, не дожидаясь конца года. «Платой» за оперативность является возможная меньшая подробность сведений, но не снижение их корректности. Поэтому если в периоде, за который составляется промежуточная отчетность, произошли события, которые, например, существенно обесценивают финансовые вложения или иные активы, то следует отразить это в отчетности. Тем более что подпункт «г» пункта 57 ФСБУ 4/2023 предписывает раскрывать в промежуточной отчетности изменения оценочных значений по сравнению с предыдущими периодами. Аналогичное требование содержится в пункте 15В (подпункт «b») МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».
Состав информации в отчетности. В промежуточную отчетность можно включать полный или сокращенный перечень показателей в зависимости от условий ее представления. Компания имеет право раскрывать в такой отчетности только информацию об имевших место в промежуточный отчетный период существенных фактах хозяйственной жизни. Либо она может актуализировать информацию, которая была раскрыта в...

Информационный источник публикации Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik