Елена Елина
Промышленный эколог и судебный эксперт с 15-летним опытом работы на горнодобывающих и строительных предприятиях. С нуля организовала работу природоохранного отдела крупнейшей строительной площадки в России.
ОБОСНОВАНИЕ
По опыту взаимодействия с РПН могу заверить, что инспектор не ждет плановой или внеплановой проверки. чтобы проверить факт постановки на учет. Достаточно получения документарных данных о том, что на площадке начаты работы.
ПРИМЕР
Как можно прописать требования в договоре
Некоторые строительные компании включают в договор подряда такие требования:
«Подрядчик обязан осуществить постановку на государственный учет строительную площадку, как объект, оказывающий негативное воздействие на на окружающей учет в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ. Подрядчик является образователем и собственником отходов, образующихся в результате выполнения им работ и самостоятельно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.»
ПРИМЕР
Вариант, когда на учет объект строительства ставили подрядчики
При строительстве объекта Заказчик и Генеральный подрядчик отказались принимать на себя обязательства по постановке объекта НВОС на учет. По ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ заявки должны подать 15 подрядчиков, непосредственно выполняющих работы. Каждый подрядчик указывает в заявке свою территорию деятельности, свои источники выбросов и сбросов.
В ходе государственного экологического контроля объектов капитального строительства инспектор Росприроднадзора и Ростехнадзора проверяют соответствие строящегося объекта проектной документации. Если в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды» выбросы посчитаны от 10 источников и составляют 10 тонн, то и суммарно все заявки о постановке 15 объектов НВОС на госучет должны содержать 10 источников и не превышать 10 тонн. Эта схема реализуема, но требует значительных усилий со стороны Заказчика. Заказчик должен скоординировать всех подрядчиков нижнего уровня и свести их данные в единую базу для сравнения с проектной документацией.
Неоспоримый плюс, что при подаче отчетности и внесению платы каждый подрядчик нижнего уровня несет персональную ответственность. Заказчику не нужно затем собирать данные. Каждый подрядчик отчитывается самостоятельно за свои выбросы, сбросы и образовавшиеся отходы, а также сам вносит плату за НВОС.
ПРИМЕР
Вариант, когда на учет объект ставит Заказчик или Генподрядчик
Обязательства по постановке на учет объекта НВОС принимает на себя Заказчик или Генеральный подрядчик. Это очень удобно при составлении заявки для постановки на учет и предоставлению отчетности: взяли данные из проектной документации и не надо высчитывать квоты на подрядчиков.
Однако такой подход потребует колоссальных усилий от Заказчика и Генподрядчика впоследствии при сборе данных от подрядчиков. Особенно, если подрядчиков и субподрядчиков много. Нужно будет собирать данные о количестве используемой подрядчиками техники, расходах топлива, образующихся отходах. А главное — контролировать подрядчиков для лимитирования выбросов, сбросов и количества образующихся отходов в пределах проектной документации.
При подобной схеме, всю ответственность о количестве отходов, выбросов, сбросов несет лицо, осуществившее постановку объекта НВОС на учет. Подрядчики ограничены только рамками договора, но не законодательства, и им не важно соблюдают ли они, например, нормативы образования отходов. Отвечать будет Заказчик.
ПРИМЕР
Когда Росприроднадзор решил, что 5 месяцев для постановки на учет — неразумный срок
В 2021 году Северо-Западное Межрегиональное управление Росприроднадзора привлекло к административной ответственности предприятие «Альфа» по ст. 8.46 КоАП за несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС. В основаниях госорган указал, что предприятие «Альфа» разработало проектную документацию, включая ОВОС и получило положительное заключение государственной экологической экспертизы в феврале 2021 года. Разрешение на строительство получено в марте 2021 года, уведомление о начале строительства подано в апреле 2021 года. Заявка о постановке строительной площадки на учет НВОС подана в июле 2021 года, то есть через 5 месяцев после получения Разрешения на строительство.
Казалось бы, предприятие «Альфа» четко исполнило требование п.2 ст.69.2 Федерального закона № 7-ФЗ с учетом разъяснение Минприроды, но нет. Позиция СЗМУ РПН была такая:
«Сроки, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ „Об охране окружающей среды“, для подачи заявки на государственный учет объекта НВОС, представляют собой сроки, содержащие указания о моменте возникновения, прекращения или изменения прав и обязанностей, которые нуждаются в дополнительном разъяснении (толковании). Таким образом, по общему правилу, если срок исполнения не определен, субъект должен исполнить его в разумный срок (объективно необходимый для исполнения нормативно-правового акта). С учетом изложенного, а также в связи с тем, что данные, необходимые для подготовки заявки и постановке объекта НВОС на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, получены в феврале 2021 при проведении оценки воздействия на окружающую среду, Предприятие „Альфа“ несвоевременно выполнило обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».