О чем речь?
Роструд внес изменения в формы проверочных листов, применяемых для осуществления госконтроля за соблюдением трудового законодательства (Приказ Роструда от 16.02.2024 N 31).
Что такое проверочные листы?
Проверочные листы - это списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Проверочные листы для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Роструда от 01.02.2022 N 20.
Государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы при проведении плановых выездных проверок работодателей. Во время проверки инспектор вправе задавать только те вопросы, которые есть в проверочном листе по предмету проверки. Никаких иных вопросов, не относящихся к тематике конкретной проверки, инспектор задавать не может.
Государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы при проведении плановых выездных проверок работодателей. Во время проверки инспектор вправе задавать только те вопросы, которые есть в проверочном листе по предмету проверки. Никаких иных вопросов, не относящихся к тематике конкретной проверки, инспектор задавать не может.
Как их может использовать работодатель?
Работодатель может использовать чек-листы Роструда для самопроверки, не дожидаясь визита контролеров. Более того, он может организовать у себя систему внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения трудового законодательства по рекомендациям Минтруда.
Какие внесены изменения?
Изменения затронули в том числе чек-листы, по которым проверяют, правильно ли организация:
- устанавливает режим и продолжительность работы;
- предоставляет время отдыха;
- соблюдает требования к регулированию труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
- учитывает особенности дистанционной работы.
Актуально ли это в условиях моратория на плановые поверки?
Действительно, до 2030 года большинству компаний и ИП не грозят плановые контрольно-надзорные мероприятия по Закону о госконтроле и аналогичные проверки по Закону о защите прав юрлиц и ИП. В том числе это касается и проверок инспекциями труда.
При этом стоит учитывать, что внеплановые «трудовые» проверки никто не отменял. В ряде случаев, которые указаны в п. 12 Требований к проверочным листам, контрольный (надзорный) орган также наделен правом применять проверочные листы. Например, это возможно при внеплановых инспекционных визитах и рейдовых осмотрах.
Но даже если контролеры при проверках и не применяют типовые вопросники, они ровно так же способны найти нарушение, которое работодатель мог бы не допустить (устранить), если бы заранее проверил себя по чек-листу.
Поэтому в любом случае проверочные листы Роструда стоит взять на вооружение. Это позволит избегать нарушений в текущей работе, а если такие нарушения имеют место, то выявить их и заблаговременно устранить.
При этом стоит учитывать, что внеплановые «трудовые» проверки никто не отменял. В ряде случаев, которые указаны в п. 12 Требований к проверочным листам, контрольный (надзорный) орган также наделен правом применять проверочные листы. Например, это возможно при внеплановых инспекционных визитах и рейдовых осмотрах.
Но даже если контролеры при проверках и не применяют типовые вопросники, они ровно так же способны найти нарушение, которое работодатель мог бы не допустить (устранить), если бы заранее проверил себя по чек-листу.
Поэтому в любом случае проверочные листы Роструда стоит взять на вооружение. Это позволит избегать нарушений в текущей работе, а если такие нарушения имеют место, то выявить их и заблаговременно устранить.
Когда Приказ № 31 вступает в силу?
Начало действия документа — 14 мая 2024 года.
О каких еще «проверочных» новшествах нужно знать работодателям?
С 8 января 2024 года расширен перечень индикаторов риска для проверок работодателей (Приказ Минтруда России от 28.11.2023 N 836н).
В перечень индикаторов, которые используют при решении вопроса о внеплановой проверке, добавлены 2 показателя:
• средняя оплата труда работника ниже МРОТ при сопоставлении размера фонда оплаты труда и количества сотрудников за квартал. Не учитываются случаи отпуска за свой счет, отстранения от обязанностей без оплаты, сокращения времени труда, ставки или оклада;
• нет кадровых изменений за квартал при сокращении обязательных отчислений в СФР на 50%.
Напомним, индикаторы риска нарушения обязательных требований - это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля. Они введены для того, чтобы контролеры могли оценить степень риска нарушения обязательных требований. Простыми словами, это своеобразные «маячки», которые сигнализируют, что в организации есть нарушения, требующие оперативной проверки.
На основании ч. 9 ст. 23 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы разрабатывают подобные индикаторы для оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
В перечень индикаторов, которые используют при решении вопроса о внеплановой проверке, добавлены 2 показателя:
• средняя оплата труда работника ниже МРОТ при сопоставлении размера фонда оплаты труда и количества сотрудников за квартал. Не учитываются случаи отпуска за свой счет, отстранения от обязанностей без оплаты, сокращения времени труда, ставки или оклада;
• нет кадровых изменений за квартал при сокращении обязательных отчислений в СФР на 50%.
Напомним, индикаторы риска нарушения обязательных требований - это соответствие или отклонение от параметров объекта контроля. Они введены для того, чтобы контролеры могли оценить степень риска нарушения обязательных требований. Простыми словами, это своеобразные «маячки», которые сигнализируют, что в организации есть нарушения, требующие оперативной проверки.
На основании ч. 9 ст. 23 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы разрабатывают подобные индикаторы для оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Каковы последствия выявления индикаторов риска?
Если Роструд в 2024 году выявит индикаторы риска, он может по согласованию с прокуратурой внепланово провести следующие контрольно-надзорные мероприятия:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.