Правила проведения капитального ремонта снова меняют
Минстрой подготовил законопроект с изменениями в правила проведения капитального ремонта в МКД. Они касаются в том числе определения и уплаты взносов, порядка заимствования средств, финансовой поддержки и работы с собственниками. Такой законопроект с изменениями в ЖК размещен на федеральном портале проектов НПА. Общественное обсуждение закончится 24 апреля.
Установление размера взносов
Сейчас законодательство предусматривает право собственников принять решение об установлении взноса на капремонт в размере выше минимального, который установил субъект РФ. Однако отсутствуют нормы, которые запрещают отменить такое ранее принятое решение. Поэтому предлагают запретить принимать новое решение об уменьшении ранее установленного повышенного размера взноса, если размера фонда капитального ремонта недостаточно для финансирования обязательств, на цели которого он был установлен. Это нужно, чтобы защитить собственников в иных МКД, если ФКР формируют на счете регоператора, а также обеспечить своевременную оплату работ по договорам с подрядчиками, если ФКР на спецсчете.
Законопроект предлагает расширить перечень оснований, по которым можно дифференцировать минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В качестве одного из таких оснований предлагают указать наличие лифтов в МКД. Проблема замены лифтов актуальна, но уплаченных средств не всегда достаточно для их своевременной замены. Указание на возможность дифференцировать взносы в зависимости от наличия лифтов способствует тому, что субъекты будут принимать обоснованные решения в отношении минимального размера взноса с учетом характеристик и технической оснащенности МКД.
Также предлагают установить возможность дифференцировать взносы с учетом наличия и отсутствия задолженности по оплате выполненных работ по капитальному ремонту. Взаимосвязь между выполненными работами и изменением суммы, которую уплачивают в качестве взноса на капремонт, снизит риск ухудшения платежной дисциплины собственников. В предлагаемой концепции всю уплачиваемую сумму будут считать минимальным взносом на капитальный ремонт, и, соответственно, регион сможет оказывать гражданам адресные меры поддержки в отношении полной суммы взноса.
Региональные программы и краткосрочные планы
Законопроект предлагает уточнить, что региональные программы капитального ремонта и краткосрочные планы разрабатывают субъекты РФ в соответствии с методическими рекомендациями Минстроя. Унифицировать предлагают и непосредственно выполнение работ по капитальному ремонту. Для этого предлагают дополнить полномочия субъектов РФ полномочием утверждать порядок организации и выполнения работ по капитальному ремонту.
Предлагают конкретизировать, что регоператоры проводят капитальный ремонт именно в соответствии с краткосрочными планами, поскольку именно в них определены сроки работ и объемы их финансирования. В то время как в региональной программе указаны только перечень работ и период их проведения, который могут определить указанием на календарный год или период продолжительностью до трех лет.
Проведение капремонта в новостройках
Предлагают установить, что период с даты ввода МКД в эксплуатацию до первого капитального ремонта конструктивного элемента, инженерной системы не может быть меньше минимальной продолжительности их эксплуатации. Это нужно, чтобы исключить случаи выполнения работ по капремонту, которые проводят для устранения недостатков, допущенных на этапе строительства МКД.
В отношении новостроек законопроект также предусматривает сократить максимальный период отсрочки для начала уплаты взносов на капитальный ремонт с пяти лет до одного года. Период уплаты взносов должен быть максимально приближен к периоду эксплуатации МКД, так как современные дома содержат дорогостоящее оборудование и высокотехнологичные материалы, износ которых начинается с момента ввода МКД в эксплуатацию.
Заимствование средств
Способ формирования ФКР на счете регоператора предполагает заимствование средств одних домов на финансирование работ по капитальному ремонту в других МКД на возвратной основе. В настоящее время законодательство не предусматривает продолжительность периода, в течение которого такое заимствование нужно вернуть. На практике есть случаи, когда такой срок может достигать более 100 лет, что нарушает права собственников, за счет которых предоставили заимствование.
Законопроект предлагает устанавливать предельный срок возврата «внутрикотловых» заимствований региональным НПА. Такой предельный срок не должен превышать нормативный межремонтный срок эффективной эксплуатации соответствующих инженерно-технических систем до проведения очередного капитального ремонта.
Также предлагают исключить возможность устанавливать заимствования исключительно в МКД на территории определенного муниципального образования или нескольких муниципальных образований. Такие ограничения снижают возможность эффективно использовать собранные средства в полном объеме и могут приводить к ситуации, когда на счете регоператора есть средства, но нет возможности направить их на выполнение работ и исполнение краткосрочных планов.
Финансовая поддержка
Предлагают детализировать, что, если средства ФКР не вернули за счет уплаты взносов на капитальный ремонт, субъекты РФ могут предоставлять меры финансовой поддержки. Это касается, в том числе случая, когда невозможно возместить региональному оператору средства, израсходованные на капитальный ремонт, например в связи с исключением МКД из регпрограммы.
Информирование собственников
Законопроект дополнил положения об информировании собственников помещений о проведении капитального ремонта. Такие изменения должны повысить прозрачность и информированность собственников о планируемых работах. Это позволит собственникам принимать более обоснованные решения и контролировать процесс ремонта.
Установление размера взносов
Сейчас законодательство предусматривает право собственников принять решение об установлении взноса на капремонт в размере выше минимального, который установил субъект РФ. Однако отсутствуют нормы, которые запрещают отменить такое ранее принятое решение. Поэтому предлагают запретить принимать новое решение об уменьшении ранее установленного повышенного размера взноса, если размера фонда капитального ремонта недостаточно для финансирования обязательств, на цели которого он был установлен. Это нужно, чтобы защитить собственников в иных МКД, если ФКР формируют на счете регоператора, а также обеспечить своевременную оплату работ по договорам с подрядчиками, если ФКР на спецсчете.
Законопроект предлагает расширить перечень оснований, по которым можно дифференцировать минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В качестве одного из таких оснований предлагают указать наличие лифтов в МКД. Проблема замены лифтов актуальна, но уплаченных средств не всегда достаточно для их своевременной замены. Указание на возможность дифференцировать взносы в зависимости от наличия лифтов способствует тому, что субъекты будут принимать обоснованные решения в отношении минимального размера взноса с учетом характеристик и технической оснащенности МКД.
Также предлагают установить возможность дифференцировать взносы с учетом наличия и отсутствия задолженности по оплате выполненных работ по капитальному ремонту. Взаимосвязь между выполненными работами и изменением суммы, которую уплачивают в качестве взноса на капремонт, снизит риск ухудшения платежной дисциплины собственников. В предлагаемой концепции всю уплачиваемую сумму будут считать минимальным взносом на капитальный ремонт, и, соответственно, регион сможет оказывать гражданам адресные меры поддержки в отношении полной суммы взноса.
Региональные программы и краткосрочные планы
Законопроект предлагает уточнить, что региональные программы капитального ремонта и краткосрочные планы разрабатывают субъекты РФ в соответствии с методическими рекомендациями Минстроя. Унифицировать предлагают и непосредственно выполнение работ по капитальному ремонту. Для этого предлагают дополнить полномочия субъектов РФ полномочием утверждать порядок организации и выполнения работ по капитальному ремонту.
Предлагают конкретизировать, что регоператоры проводят капитальный ремонт именно в соответствии с краткосрочными планами, поскольку именно в них определены сроки работ и объемы их финансирования. В то время как в региональной программе указаны только перечень работ и период их проведения, который могут определить указанием на календарный год или период продолжительностью до трех лет.
Проведение капремонта в новостройках
Предлагают установить, что период с даты ввода МКД в эксплуатацию до первого капитального ремонта конструктивного элемента, инженерной системы не может быть меньше минимальной продолжительности их эксплуатации. Это нужно, чтобы исключить случаи выполнения работ по капремонту, которые проводят для устранения недостатков, допущенных на этапе строительства МКД.
В отношении новостроек законопроект также предусматривает сократить максимальный период отсрочки для начала уплаты взносов на капитальный ремонт с пяти лет до одного года. Период уплаты взносов должен быть максимально приближен к периоду эксплуатации МКД, так как современные дома содержат дорогостоящее оборудование и высокотехнологичные материалы, износ которых начинается с момента ввода МКД в эксплуатацию.
Заимствование средств
Способ формирования ФКР на счете регоператора предполагает заимствование средств одних домов на финансирование работ по капитальному ремонту в других МКД на возвратной основе. В настоящее время законодательство не предусматривает продолжительность периода, в течение которого такое заимствование нужно вернуть. На практике есть случаи, когда такой срок может достигать более 100 лет, что нарушает права собственников, за счет которых предоставили заимствование.
Законопроект предлагает устанавливать предельный срок возврата «внутрикотловых» заимствований региональным НПА. Такой предельный срок не должен превышать нормативный межремонтный срок эффективной эксплуатации соответствующих инженерно-технических систем до проведения очередного капитального ремонта.
Также предлагают исключить возможность устанавливать заимствования исключительно в МКД на территории определенного муниципального образования или нескольких муниципальных образований. Такие ограничения снижают возможность эффективно использовать собранные средства в полном объеме и могут приводить к ситуации, когда на счете регоператора есть средства, но нет возможности направить их на выполнение работ и исполнение краткосрочных планов.
Финансовая поддержка
Предлагают детализировать, что, если средства ФКР не вернули за счет уплаты взносов на капитальный ремонт, субъекты РФ могут предоставлять меры финансовой поддержки. Это касается, в том числе случая, когда невозможно возместить региональному оператору средства, израсходованные на капитальный ремонт, например в связи с исключением МКД из регпрограммы.
Информирование собственников
Законопроект дополнил положения об информировании собственников помещений о проведении капитального ремонта. Такие изменения должны повысить прозрачность и информированность собственников о планируемых работах. Это позволит собственникам принимать более обоснованные решения и контролировать процесс ремонта.
Информационный источник публикации Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik