Новости
Охрана труда

Как обжаловать результаты проверки ГИТ

Как обжаловать результаты проверки ГИТ

Ульяна Осмачко

Эксперт по охране труда и оценке профессиональных рисков


Анна Николаева

Эксперт по охране труда и проверкам ГИТ


Работодатель вправе обжаловать любое действие или решение инспектора. Обжаловать можно двумя способами – через суд или в досудебном порядке через руководство инспектора. На практике больше шансов успешно обжаловать результаты проверки, если подать в суд.

Учтите, что сразу в суд обратиться не получится. Сначала пройдите досудебный порядок обжалования
(ч. 2 ст. 39 Закона о госконтроле, п. 55 постановления Правительства от 28.04.2021 № 663).
СОВЕТ

Обжалуйте результаты проверки ГИТ, только если уверены в своей правоте

Несогласие аргументируйте пунктами из нормативно-правовых актов, а также заверенными копиями ЛНА и судебной практикой, чтобы доказать свою правоту.
Жаловаться можете в течение 30 календарных дней со дня, когда узнали или должны были узнать, что права компании нарушили. Специальный срок установили для предписания – его можно обжаловать в течение 10 рабочих дней с момента получения.

Если пропустили срок обжалования по уважительной причине, его могут восстановить. До принятия решения по обращению можете отозвать его полностью или частично, но повторно жаловаться по тем же основаниям уже не сможете.

Жалобу на решения инспектора подавайте соответствующему руководителю по подчиненности или главному инспектору труда в электронном виде. Жалобу можно подать через госуслуги или на сайте «Онлайнинспекция.ру» (ст. 361 ТК, ч. 1 ст. 40, ст. 41 Закона о госконтроле). Также работодатели из Москвы могут подать жалобу на сайте «Открытый контроль».

Госуслуги

Перейдите в сервис «Жалоба на решение контрольных органов» и авторизуйтесь с помощью аккаунта компании на портале «Госуслуги». Далее кликните кнопку «Подать жалобу».
Для жалобы понадобятся:

  • учетный номер обжалуемой проверки;
  • материалы, которые подтвердят ваши доводы;
  • электронная подпись руководителя организации или его доверенного лица.

Укажите причину жалобы при обращении. Например, что нарушены процедура проведения проверки или порядок ее назначения. Вы также можете быть не согласны с:

  • мерами, назначенными в отношении организации;
  • предписанием;
  • действиями должностного лица в рамках проверки.

В течение суток после подачи жалобы в личный кабинет придет регистрационный номер и срок рассмотрения жалобы. У ведомства будет 5 рабочих дней, чтобы взять обращение в работу или отправить мотивированный отказ. Срок рассмотрения жалобы — не более 20 рабочих дней, но его могут однократно продлить на тот же период. Решение разместят в личном кабинете работодателя на сайте в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

Если в жалобе просите приостановить исполнение решения, в течение 2 рабочих дней ведомство сделает это или откажет в просьбе. На этом этапе можно отправить дополнительные документы или отозвать жалобу.

Сайт «Онлайнинспекция.ру»

Перейдите в сервис «Досудебное обжалование» и выберите, куда направить жалобу – в ГИТ или Роструд. В случае, если хотите обжаловать решения, действия или бездействие инспектора, направьте жалобу руководителю ГИТ, которая проводила проверку. Если хотите подать жалобу на руководителя ГИТ, направьте жалобу представителю Роструда.
Сайт «Открытый контроль»

Работодатели из Москвы могут подать жалобу на сайте «Открытый контроль». Для этого войдите в личный кабинет через авторизацию на портале или госуслуги.
Далее спуститесь ниже и найдите сервис «Жалоба на решение органов контроля». Кликните на кнопку «Перейти». При подаче жалобы введите реестровый номер контрольно-надзорного мероприятия, укажите основание для продления срока и приложите подтверждающие документы.
После рассмотрении жалобы, Роструд примет одно из решений:

  • оставит жалобу без удовлетворения;
  • полностью или частично отменит решение;
  • отменит решение и примет новое;
  • признает незаконными действия или бездействие должностных лиц.

Это следует из пункта 6 статьи 43 Закона о госконтроле.

В рассмотрении жалобы могут отказать в девяти случаях.

  1. Жалоба подана после истечения сроков подачи и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
  2. В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
  3. До принятия решения по жалобе работодатель отозвал жалобу.
  4. Есть решение суда по вопросам, описанным в жалобе.
  5. Ранее работодатель подал другую жалобу и по тем же основаниям.
  6. Жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу работникам ГИТ или Роструда, а также членов их семей.
  7. Ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тем же основаниям и не приводятся новые доводы или обстоятельства.
  8. Жалоба подана в не в Роструд или ГИТ.
  9. НПА предусмотрен только судебный порядок обжалования.

Решение об отказе примут в течении 5 рабочих дней после получения жалобы. Это следует из статьи 42 Закона о госконтроле.