Индикаторы риска, которые применяет Ростехнадзор
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промбезопасности.
Какие индикаторы риска использует Ростехнадзор
Индикаторы риска – это признаки несоответствия, позволяющие выбрать объект контроля. Они могут быть в стоимостном, количественном выражении, содержать описание признаков и свойств ОПО, документации, характеристики применяемых на ОПО техустройств.
Риск-ориентированный подход – это метод проведения госконтроля. В его рамках надзорное ведомство выбирает форму, продолжительность и периодичность проверки юрлица или ИП в зависимости от того, к какой группе риска или опасности относится деятельность проверяемого. Это указано в части 2 статьи 8.1 Закона № 294-ФЗ. Критерии для определения группы риска компании устанавливают органы федеральной или региональной власти. При этом они учитывают тяжесть возможных негативных последствий из-за нарушений обязательных требований и оценивают вероятности их несоблюдения.
В соответствии с частью 10 статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пунктом 1 положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства от 30.07.2004 № 401, утвержден перечень индикаторов риска приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 № 397.
Поступление в территориальный орган Ростехнадзора информации о трех и более инцидентах
Если на ОПО в течение одного календарного года произошло три и более инцидента в соответствии с порядком проведения технического расследования причин аварий, установленным согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промбезопасности ОПО».
Наличие в акте техрасследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промбезопасности на ОПО
Если по итогам расследования аварии на ОПО в причинах аварии указаны причины, связанные с нарушениями требований промбезопасности, то в случае, если юридическое лицо, ИП эксплуатирует ОПО III, IV классов опасности, отнесенные к категории ОПО по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение двух лет до даты аварии). Приложение 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Приложение 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица, индивидуального предпринимателя
Если в реестре лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение четырех месяцев с даты регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствуют сведения о лицензии юридического лица. Деятельность таких юридических лиц, ИП по эксплуатации ОПО подлежит лицензированию. Пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Наличие сведений об опасном производственном объекте III, IV классов опасности в государственном реестре ОПО
В случае истечения двух лет с даты внесения сведений в реестр заключений экспертизы промбезопасности (ЭПБ) об ЭПБ, проведенной в отношении документации на консервацию или ликвидацию такого объекта, при условии, что в отношении ОПО не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение двух лет до даты внесения сведений об экспертизе в реестр заключений экспертизы промбезопасности.
Исключение сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем ОПО III, IV классов опасности
Если исключены данные о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра юридических лиц – ЕГРЮЛ. При этом организация эксплуатирует ОПО III, IV классов опасности, сведения о котором содержатся в государственном реестре опасных производственных объектов.
Отсутствие сведений о заключении экспертизы промбезопасности (ЭПБ)
В которых указан срок дальнейшей безопасной эксплуатации технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте III или IV класса опасности, или сведений о выводе из эксплуатации такого технического устройства по истечении года после установленного срока его эксплуатации (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
Отсутствие сведений о заключении ЭПБ, содержащем вывод о соответствии здания или сооружения на ОПО III или IV класса опасности требованиям промбезопасности
Также сведений о выводе из эксплуатации такого здания или сооружения по истечении года с даты внесения в реестр заключений ЭПБ заключения, содержащего вывод о несоответствии такого здания или сооружения требованиям промбезопасности, при условии, что в течение указанного года в отношении объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия.
Факт выдачи экспертом в области промбезопасности заведомо ложного заключения ЭПБ в отношении объекта экспертизы заказчика
При наличии в реестре заключений ЭПБ сведений о заключении ЭПБ, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промбезопасности, выданном указанным экспертом в отношении иных объектов экспертизы этого заказчика в течение двух лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности, для ОПО III или IV класса опасности, при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия после выдачи заключения экспертизы, признанного заведомо ложным.
Ответственность экспертов предусмотрена пунктом 4 статьи 9.1 КоАП РФ.
Индикаторы риска в области маркшейдерии
Это соответствует Приказу Ростехнадзора от 13.07.2023 № 252.
Индикаторы риска в области горного надзора
Александр Соловьев
Эксперт Системы Промбезопасность с 15-летним опытом организации СУПБ на крупных промышленных предприятиях металлургии и машиностроения
Какие индикаторы риска использует Ростехнадзор
Индикаторы риска – это признаки несоответствия, позволяющие выбрать объект контроля. Они могут быть в стоимостном, количественном выражении, содержать описание признаков и свойств ОПО, документации, характеристики применяемых на ОПО техустройств.
Риск-ориентированный подход – это метод проведения госконтроля. В его рамках надзорное ведомство выбирает форму, продолжительность и периодичность проверки юрлица или ИП в зависимости от того, к какой группе риска или опасности относится деятельность проверяемого. Это указано в части 2 статьи 8.1 Закона № 294-ФЗ. Критерии для определения группы риска компании устанавливают органы федеральной или региональной власти. При этом они учитывают тяжесть возможных негативных последствий из-за нарушений обязательных требований и оценивают вероятности их несоблюдения.
В соответствии с частью 10 статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пунктом 1 положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства от 30.07.2004 № 401, утвержден перечень индикаторов риска приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 № 397.
Поступление в территориальный орган Ростехнадзора информации о трех и более инцидентах
Если на ОПО в течение одного календарного года произошло три и более инцидента в соответствии с порядком проведения технического расследования причин аварий, установленным согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промбезопасности ОПО».
Наличие в акте техрасследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промбезопасности на ОПО
Если по итогам расследования аварии на ОПО в причинах аварии указаны причины, связанные с нарушениями требований промбезопасности, то в случае, если юридическое лицо, ИП эксплуатирует ОПО III, IV классов опасности, отнесенные к категории ОПО по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение двух лет до даты аварии). Приложение 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Приложение 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица, индивидуального предпринимателя
Если в реестре лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение четырех месяцев с даты регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствуют сведения о лицензии юридического лица. Деятельность таких юридических лиц, ИП по эксплуатации ОПО подлежит лицензированию. Пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Наличие сведений об опасном производственном объекте III, IV классов опасности в государственном реестре ОПО
В случае истечения двух лет с даты внесения сведений в реестр заключений экспертизы промбезопасности (ЭПБ) об ЭПБ, проведенной в отношении документации на консервацию или ликвидацию такого объекта, при условии, что в отношении ОПО не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение двух лет до даты внесения сведений об экспертизе в реестр заключений экспертизы промбезопасности.
Исключение сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем ОПО III, IV классов опасности
Если исключены данные о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра юридических лиц – ЕГРЮЛ. При этом организация эксплуатирует ОПО III, IV классов опасности, сведения о котором содержатся в государственном реестре опасных производственных объектов.
Отсутствие сведений о заключении экспертизы промбезопасности (ЭПБ)
В которых указан срок дальнейшей безопасной эксплуатации технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте III или IV класса опасности, или сведений о выводе из эксплуатации такого технического устройства по истечении года после установленного срока его эксплуатации (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
Отсутствие сведений о заключении ЭПБ, содержащем вывод о соответствии здания или сооружения на ОПО III или IV класса опасности требованиям промбезопасности
Также сведений о выводе из эксплуатации такого здания или сооружения по истечении года с даты внесения в реестр заключений ЭПБ заключения, содержащего вывод о несоответствии такого здания или сооружения требованиям промбезопасности, при условии, что в течение указанного года в отношении объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия.
Факт выдачи экспертом в области промбезопасности заведомо ложного заключения ЭПБ в отношении объекта экспертизы заказчика
При наличии в реестре заключений ЭПБ сведений о заключении ЭПБ, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промбезопасности, выданном указанным экспертом в отношении иных объектов экспертизы этого заказчика в течение двух лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности, для ОПО III или IV класса опасности, при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия после выдачи заключения экспертизы, признанного заведомо ложным.
Ответственность экспертов предусмотрена пунктом 4 статьи 9.1 КоАП РФ.
Индикаторы риска в области маркшейдерии
- Факт предоставления пользователем недр, лицензиатом плана, схемы развития горных работ, пояснительной записки к плану, схеме развития горных работ, содержащих сведения о специалисте, если этот специалист состоит у этого пользователя недр, лицензиата в должности главного маркшейдера и в случае предоставления в течение 90 предшествующих суток иным пользователем недр, лицензиатом документации, содержащей сведения о том же специалисте, состоящем в должности главного маркшейдера.
- Поступление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий на производство маркшейдерских работ отт соискателя лицензии, лицензиата, технические средства измерений и оборудование для обработки результатов измерений и средств измерений которого, необходимые для производства маркшейдерских работ, принадлежат на праве собственности или ином законном основании иному лицензиату – при условии отсутствия в лицензирующем органе направленного таким лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий производства маркшейдерских работ в связи с прекращением деятельности по производству маркшейдерских работ.
- Поступление в лицензирующий орган от соискателя лицензии, лицензиата заявления о предоставлении лицензии на производство маркшейдерских работ (о внесении изменений в реестр лицензий), содержащего сведения о работнике на должности главного маркшейдера организации, который ранее был заявлен как работник на должности главного маркшейдера организации иного лицензиата, при условии отсутствия в лицензирующем органе сведений о назначении иного работника на должность главного маркшейдера организации у лицензиата либо заявления о прекращении деятельности по производству маркшейдерских работ.
Это соответствует Приказу Ростехнадзора от 13.07.2023 № 252.
Индикаторы риска в области горного надзора
- Выявление органом государственного горного надзора по истечении 2-х месяцев со дня начала разработки месторождения, указанного в лицензии на пользование недрами, факта отсутствия планов развития горных работ при наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя лицензии на пользование недрами в пределах данного месторождения в случае, если обязанность по использованию участка недр в течение срока, предусмотренного для разработки данного месторождения, установлена проектной документацией на разработку месторождения.
- Непоступление от пользователя недр в орган государственного горного надзора заявления на переоформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, по истечении 90 дней с даты внесения изменений в соответствующую лицензию по основаниям изменения границ участка недр.