Новости
Промбезопасность

Как Ростехнадзор классифицирует ГТС

Как Ростехнадзор классифицирует ГТС

Дмитрий Владимиров

эксперт-практик по промышленной безопасности с 10-летним стажем. Осуществляет ПК на ХОПО, ОПО складов нефти и нефтепродуктов, ОПО с подъемными сооружениями и оборудованием под давлением


Николай Звуйковский

редактор-эксперт Системы Промбезопасность


ГТС подразделяют на классы. ГТС присваивают один из четырех классов:

  • I класс – чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс – высокой опасности;
  • III класс – средней опасности;
  • IV класс – низкой опасности (ст. 7 Закона № 117-ФЗ).

Классы присваивает или меняет Ростехнадзор при внесении сведений о ГТС в регистр. Сведения в регистр вносят после регистрации декларации безопасности. Это устанавливает пункт 5 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства от 20.11.2020 № 1893 (далее – Правила № 1893).

Класс ГТС определяют по матрице в зависимости от критериев, установленных приложением к положению о декларировании безопасности ГТС, утвержденному постановлением Правительства от 20.11.2020 № 1892 (далее – Положение № 1892). Всего критерия три:

  • класс ответственности ГТС;
  • уровень безопасности;
  • вероятный вред.

Класс ответственности устанавливают в соответствии с законодательством о техническом регулировании (ст. 8 Закона № 117-ФЗ). Всего четыре класса ответственности. Классы основных ГТС зависят от их высоты, типа грунтов, назначения и условий эксплуатации, их определяет приложение Б к СП 58.13330.2019, утвержденному приказом Минстроя от 16.12.2019 № 811/пр. Например, для ГЭС, ГАЭС, ПЭС установленной мощностью 1500 МВт и более присваивают I класс ответственности, все ГТС атомных электростанций независимо от мощности также имеют I класс ответственности.

Уровень безопасности ГТС устанавливает Ростехнадзор при утверждении декларации безопасности. Есть четыре уровня безопасности: нормальный, пониженный, неудовлетворительный, опасный. Критерии, по которым устанавливают уровень безопасности ГТС, перечислены в приложении к Положению № 1892. Например, пониженный уровень присвоят, если в декларации безопасности ГТС есть информация о невыполнении мероприятий, предусмотренных предыдущей декларацией или установленных по результатам обследований ГТС.

Чтобы установить уровень безопасности, Ростехнадзор берет за основу критерии безопасности. Критерии с пояснительной запиской обязана представить в Ростехнадзор на утверждение эксплуатирующая организация вместе с декларацией безопасности ГТС (п. 6 Положения № 1892).

Вероятный вред – это оцененный в рублях размер максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юрлиц при аварии ГТС (абз. 16 ст. 3 Закона № 117-ФЗ).

Размер вероятного вреда рассчитывает по методике эксплуатирующая организация и подает в Ростехнадзор вместе с декларацией безопасности ГТС. Ростехнадзор согласовывает вероятный вред, согласовывают исполнительные органы субъектов РФ в области безопасности ГТС (ст. 5 Закона № 117, п. 6 Положения № 1892).

Рисунок. Классы ГТС в зависимости от класса ответственности, уровня безопасности и вероятного вреда (приложение к Правилам № 1893)
Пример

ГТС присвоили II класс

Ростехнадзор утвердил для ГЭС с установленной мощностью 1500 МВт I класс ответственности. По представленным управляющей ...

Информационный источник публикации Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik