Новости
Медику

Топ-5 вопросов по запрету дистанционного формата обучения для врачей и фармацевтов

Топ-5 вопросов по запрету дистанционного формата обучения для врачей и фармацевтов

Эксперты Системы выяснили, как новые правила обучения мед- и фармработников усложнят получение образования. На самые горячие вопросы ответила Евгения Берсенева, д. м. н., профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения и управления качеством РАНХиГС при Президенте РФ. Узнайте, нужно ли торопиться с прохождением дистанционного обучения и как новые правила повлияют на аккредитацию.

Евгения Берсенева

д.м.н., профессор, научный руководитель ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники" Росздравнадзора, заведующая кафедрой организации здравоохранения и управления качеством РАНХиГС при Президенте РФ


Владимир Путин подписал закон о запрете дистанционного формата обучения для врачей и фармацевтов, кроме случаев, указанных в федеральных стандартах (Федеральный закон от 28.02.2025 № 28-ФЗ). Новые правила распространяются как на базовое, так и на дополнительное профессиональное образование – повышение квалификации и переподготовку. Мы попросили эксперта ответить на вопросы, которые вызывают основное беспокойство медработников.

Про что новый закон о запрете дистанционного обучения медработников?

Для начала выделим ключевые положения закона:

1. До 1 сентября 2026 года можно продолжать учиться по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) исключительно в электронном и дистанционном формате. Причем до этого срока нужно успеть закончить освоение программы и получить ЗЕТ.
2. Запрет на применение электронного и дистанционного обучения с 1 сентября 2026 года касается основного (базового) медобразования в медвузах и колледжах.
3. К 1 марта 2026 года Минздрав должен разработать типовые программы ДПО по всем специальностям с указанием объемов дистанционного и практического обучения для каждой из них. После этого образовательные организации будут обязаны разрабатывать свои программы повышения квалификации в соответствии с типовыми программами.
4. К 1 сентября 2025 года Минздрав разработает проекты документов, в которых пропишет требования к кадровому и материально-техническому обеспечению организаций ДПО, а также правила и порядок получения организацией заключения Росздравнадзора. В заключении должно быть сказано, соответствует ли кадровое и материально-техническое обеспечение образовательной организации нормативным требованиям.
5. До 1 марта 2026 года образовательным организациям нужно будет подать в Росздравнадзор заявление о выдаче заключения о соответствии. Заключение будет считаться полученным, когда Росздравнадзор внесет информацию в реестр заключений. Заключение будет бессрочным, порядок приостановления или прекращения его действия пропишут в постановлении Правительства до 1 сентября 2025 года.
6. Образовательные организации вправе продолжать работать, если до 1 сентября 2026 года получат заключение Росздравнадзора о соответствии и при условии внесения необходимых поправок в реестр лицензий.

Теперь перейдем к вопросам, которые возникли у медицинского сообщества в связи с новым законом.

1. Будет ли полный запрет на дистанционные технологии обучения?

Чего опасается медицинское сообщество. Принятый закон запрещает применять электронное и дистанционное обучение по профессиональным программам мед- и фармобразования. Исключения – случаи, определенные федеральными стандартами. То есть теперь вообще нельзя будет учиться дистанционно?

Комментарий эксперта. Программы ДПО, в которых есть практическая подготовка обучающихся, не могут проходить только с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Правительство должно будет разработать соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) и указать в них допустимый процент использования ДОТ. Либо его укажут в типовых программах, которые разработает Минздрав. Объем практической подготовки установят в типовых программах.

В частности, в постановлении Госдумы от 25.02.2025 говорится о том, что кабмин до 1 сентября 2025 года должен будет предоставить в Госдуму информацию о проектах НПА Правительства и федеральных органов исполнительной власти, которые должны будут принять в связи с новым законом.

2. Кто теперь будет разрабатывать все программы обучения?

Чего опасается медицинское сообщество. Кто будет разрабатывать и утверждать типовые дополнительные профессиональные программы медицинского образования? Будет ли этим заниматься только Минздрав или какие-то еще ведомства?

Комментарий эксперта. Разработку типовых программ поручат Минздраву. Кому и в какие сроки – пропишут в соответствующих НПА, проекты которых представят в Госдуму к 1 сентября 2025 года.

3. Как образовательные организации будут получать разрешение Росздравнадзора?

Чего опасается медицинское сообщество. Образовательные организации обязали получить заключение Росздравнадзора о наличии соответствующего кадрового и материально-технического обеспечения. Но не написали, как и в какой форме получить это заключение.

Комментарий эксперта. Каким образом и по какому порядку необходимо будет получать заключение Росздравнадзора, пропишут в соответствующих НПА, проекты которых должны представить в Госдуму к 1 сентября 2025 года.

4. Теперь будет отдельное лицензирование для каждого вида образовательных программ?
5. Повлияет ли новый закон на прохождение аккредитации?

Источник изображения Freepik