Новости
Юристу

Как обеспечить выполнение требований к интернет-рекламе

С 1 сентября компании начнут штрафовать на 500 тыс. руб., если они не передали в Роскомнадзор информацию о рекламе или сделали это неправильно. В правовом заключении – алгоритм, как проверить коллег, отвечающих за маркировку рекламы и ее размещение в интернете, чтобы ФАС и Роскомнадзор не признали рекламу незаконной. Мы объяснили, как организовать работу с рекламными креативами без правовых рисков на всех этапах процесса: от создания креатива до запуска рекламной интернет-кампании.

С 1 сентября юристы ожидают рост количества проверок рекламных интернет-кампаний и первые крупные штрафы. Поправки о маркировке вступили в силу еще в сентябре 2022 года, но до сих пор Роскомнадзор не штрафовал компании за нарушения. Сначала дали время на адаптацию – назначили официальный переходный период до марта 2023 года, когда нормы об ответственности в КоАП уже действовали, но фактически компании не штрафовали. Потом Роскомнадзор неофициально объявил, что переходный период продлится до сентября 2023 года, пока в силу не вступят обновленные нормы об административной ответственности.

В этом правовом заключении – как обеспечить выполнение требований закона о рекламе, не вмешиваясь в работу рекламщиков и маркетологов. В первом разделе – общие требования к интернет-рекламе. Вы сможете проверить любую кампанию на соответствие требованиям закона по чек-листу. Или сможете поделиться им с коллегами, чтобы они проверяли рекламу самостоятельно. Во втором разделе – регламент, который поможет организовать работу с интернет-рекламой в компании. Благодаря ему минимизируете риски нарушений, определите ответственных сотрудников и сможете правильно выстроить коммуникацию с другими отделами и Роскомнадзором.

Что проверить в интернет-рекламе

В этом разделе – общие требования к интернет-рекламе: от критериев законности и добросовестности, на которые будет проверять рекламу ФАС, до требований к маркировке, которые проверит Роскомнадзор. О том, как обеспечить исполнение требований закона и организовать работу в компании, – во втором разделе.

На схеме ниже – дорожная карта, по которой рекомендуем проверять рекламные креативы. Даже если в вашей компании юристы не согласовывают каждую рекламную кампанию, эту последовательность нужно знать. Так вы быстрее сориентируетесь, если коллега придет с вопросом или к компании придерется ФАС или Роскомнадзор.
Будет ли информация в интернете рекламой, зависит от ее цели, подачи и места размещения. Если цель – проинформировать о том, что компания продает конкретные товары или оказывает услуги, такая информация не будет рекламой. Но если добавить к описанию товара или услуги качественную характеристику, описание станет рекламой. Например, каталог товаров на сайте компании – не реклама. А всплывающий баннер с акционными товарами на этом же сайте, отсылающий к соответствующему разделу, – реклама.

Также контент сайта могут признать рекламой, если об отдельном товаре дать избыточную и положительно эмоционально окрашенную информацию, призывы приобрести товар (информация ФАС от 21.11.2022).
Таблица. Какая информация в интернете реклама, а какая – нет. Скачать материалы.
Если информация, которую компания планирует разместить в интернете, – реклама, нужно убедиться, что компания не нарушает требования к ее содержанию и форме. В некоторых компаниях этим занимаются юристы, в других – маркетологи и сотрудники, которые отвечают за рекламные активности. Тем не менее юрист все равно должен знать, как проверить рекламу на законность, и периодически проводить такой рекламный комплаенс в своей компании.