Новости
Образование

Как организовать предоставление платных образовательных услуг

Как организовать предоставление платных образовательных услуг

В рекомендации читайте, какие виды услуг можно оказывать за плату в школе и детском саду, как запланировать платные услуги и какие документы оформить. Используйте комплект готовых документов по платным услугам.

Маргарита Смирнова

начальник отдела внутреннего контроля и аудита СОШ № 170 имени А.П. Чехова г. Москвы


Какие услуги можно оказывать за плату

Закон не определяет перечень платных услуг, в том числе образовательных, которые вправе оказывать школы и детские сады. Платные образовательные услуги оказывают по образовательным программ допобразования за счет средств физических и юридических лиц. Для этого с ними заключают договоры об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Платные образовательные услуги могут дополнять, углублять знания, умения и навыки которые обучающиеся получают в рамках освоения ООП. Но не могут заменять основные образовательные программы целиком либо частично.
Внимание

Не путайте платные образовательные услуги с репетиторством

Платные образовательные услуги оказывает образовательная организация, для которой эти услуги являются одним из видов деятельности. Репетиторство — вид индивидуальной трудовой деятельности педагогического работника.

Конфликта интересов педагогического работника в случае, когда его привлекают к оказанию платных образовательных услуг, не возникает, поскольку это работа по заданию работодателя и она не является репетиторством.

Конфликт интересов возникает в том случае, когда педагогический работник берет деньги за дополнительные занятия по образовательной программе со своими же учениками в обход образовательной организации.
В школе не проводите платные образовательные занятия во время уроков в рамках ООП. Общее образование — обязательное, обучающиеся получают его в соответствии с режимом и расписанием занятием. Поэтому не заменяйте уроки дополнительными платными занятиями (ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Дошкольное образование — необязательное, поэтому воспитанники могут заниматься в платных кружках и секциях во время занятий по ОП ДО. Обучение по основной образовательной программе для остальных детей не прекращается, даже если в группе остался один ребенок. Такой позиции в свое время придерживалось Минобрнауки в письме от 28.02.2014 № 08-249.

Учитывайте законодательные запреты, чтобы оказывать платные образовательные услуги. Нельзя за плату оказывать услуги, которые предусмотрены в государственном (муниципальном) задании либо в соглашении о предоставлении субсидии частному учреждению. Это указано в Законе об образовании и Правилах оказания платных образовательных услуг.

Государственные и муниципальные школы и детские сады не могут обучать по ОП ДО, НОО, ООО и СОО сверх госзадания за плату т.к. государство гарантирует бесплатное общее образование (ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В школе и детском саду не может быть «лишних» (сверх задания) мест для приема. Если они вдруг появились, обратитесь к учредителю с просьбой о доукомплектации, поскольку он ведет учет детей, которые вправе получить образование (ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ситуация

Может ли частная школа обучать по общеобразовательным программам за плату, если субсидия не покрывает затрат

Нет, не может. Общий объем субсидии определяют с учетом численности обучающихся в школе.

Взимание платы за обучение, стоимость которого учтена в размере выделенной субсидии, нарушает право на получение бесплатного общего образования (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Порядок предоставления субсидий частным школам определяют региональные власти. Особенности субсидирования в каждом конкретном случае предусмотрены в соглашении о предоставлении субсидии. В документе также указывают объем, целевое назначение субсидии и ответственность образовательной организации за нарушение условий соглашения.
Ситуация

Надо ли менять договоры в связи с тем, что из Закона об образовании убрали фразу «государственные и муниципальные услуги в сфере образования»

Нет, не надо.

Продолжайте заключать договоры на оказание образовательных услуг, независимо от того, платное оно или за счет средств бюджета. Рекомендованные формы договоров министерство не меняло — слово «услуги» не исключало. Заключать дополнительные соглашения к действующим договорам, чтобы заменить термин «услуга» на что-то другое, также не требуется.

Оплату образования за счет граждан и других организаций регулирует гражданское законодательство. Оно предусматривает два термина, которые помогут оформить договоры на оплату: услуга и работа. Четкого разделения между ними нет. Однако чаще всего считают, что услуга — это действия, в процессе которых оказание услуги и ее потребление происходят одновременно. Для заказчика ценность представляет процесс исполнения, то есть сами действия исполнителя, которые не всегда имеют овеществленный результат (гл. 39 ГК).

Работа — деятельность, направленная на достижение овеществленного результата, который может выражаться в создании новой вещи или улучшении имеющейся, в разработке технической документации и т.д. Заказчику важен именно вещественный результат, а не действия исполнителя.

Очевидно, что процесс обучения лучше всего характеризуется термином «услуга». Его и используют, когда заключают договор на образование по разным основаниям. Иначе договор будет неопределенным, не установленным гражданским законодательством. В таком случае даже суды могут столкнуться с трудностями, когда будут устанавливать, какие нормы применять к правоотношениям, не говоря уже о гражданах, которые не имеют юридического образования.
Как подготовиться к оказанию платных услуг

Прежде чем начать оказывать платные услуги проанализируйте потребности обучающихся и родителей в них. Это можно сделать в помощью анкетирования или опроса мнения на сайте образовательной организации.

Проверьте наличие и количество кружков и секций в микрорайоне или территории, на которой находится образовательная организация. Какие платные услуги готова предложить школа или детский сад, которые будут востребованы среди населения района, но отсутствуют либо некачественно организованы. Оцените виды платных услуг других образовательных организаций района, их стоимость и условия предоставления.

Далее оцените возможности школы и детского сада: имеются ли педагоги допобразования, финансовые и материально-технические условия, чтобы оказывать услуги за плату. Можно рассмотреть возможность сетевой формы реализации услуг и определить потенциальных участников такого взаимодействия.

Как определить стоимость платных услуг

На практике стоимость платных услуг школы и детского сада или методику расчета тарифов на платные услуги определяет учредитель. Для этого он ежегодно издает нормативный акт, который устанавливает цены на платные услуги по каждому образовательному учреждению или единожды определяет методику расчета стоимости услуг для всех школ и детских садов.
Пример

Как определяют стоимость платных услуг в регионах

В Пензе устанавливают тарифы на платные дополнительные услуги муниципальных образовательных организаций. Например, стоимость одного занятия по допобразовательной программе МБОУ СОШ № 36 «Языковая шкатулка» — 240 руб. (постановление администрации г. Пензы от 04.10.2024 № 1508).

В Орловском муниципальном округе образовательные учреждения самостоятельно определяют стоимость услуг, исходя из методики расчета единицы платной образовательной услуги в расчете на одного потребителя (постановление администрации Орловского муниципального округа от 24.04.2023 № 1140).
Если учредитель не установил тарифы на платные услуги или не определил методику расчета, сделайте это самостоятельно. Поручите коллегиальную органу управления согласовать цены на платные услуги или методику расчета. Например, этим может заниматься Управляющий совет.

Определите прямые и косвенные расходы, которые нужны для оказания платных услуг. К прямым расходам обычно относят приобретение материальных запасов, оплату труда педработников, амортизацию оборудования и пр. К косвенным затратам относят хозяйственные расходы и оплату труда вспомогательных работников. Размер прибыли зависит от спроса на услугу, ее конкурентоспособности, наличия потенциальных потребителей, срока окупаемости и экономического эффекта.
Ситуация

Кто оплачивает покупку учебных пособий и средств обучения для платных занятий

Средства обучения для реализации допобразовательных программ обычно закупает образовательная организация.

По общему правилу образовательная организация выполняет обязательства по договору своими силами и средствами, то есть за счет стоимости обучения. С этой целью в расчет стоимости платной образовательной услуги включают расходы на приобретение средств обучения.

Но по ГК можно включить в договор платных образовательных услуг условие об оплате Заказчиком допматериалов. Пропишите в договоре наименование средств обучения, учебников и пособий, которые должен приобрести Заказчик для обучения. Например, в приложении к договору (ст. 704, 783 ГК).

Заранее ознакомьте заказчика с количеством и стоимостью средств обучения, которые нужно купить, и объясните необходимость их покупки. Проверяющие могут указать на избыточность и нецелесообразность такой обязанности, если средства обучения окажутся невостребованными или дорогостоящими.
В каких случаях можно снизить стоимость услуг

Перечень льгот для потребителей платных услуг в законе нет. Основания и порядок снижения стоимости услуг установите самостоятельно в локальном акте (ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, в Положении об основаниях и порядке снижения стоимости платных образовательных услуг.

Снизить стоимость образовательных услуг можно при условии, что образовательная организация покроет недостающую стоимость за счет собственных средств: из приносящей доход деятельности, пожертвований, целевых взносов.

Решение о снижении стоимости услуги принимайте с учетом не только социальной значимости, но и финансовых последствий для образовательной организации. Снижать цену целесообразно только в том случае, когда можно получить прибыль за счет других экономических параметров, например за счет привлечения большего числа обучающихся. Льготную стоимость обучения отразите в договоре платных образовательных услуг.

Как оформить платные образовательные услуги

Чтобы законно вести платную деятельность, включите платные образовательные услуги в устав. Внесите доппрограммы в лицензию. Примите локальные акты и оформите другие организационные документы.

Что указать в уставе о платных услугах

Включите в устав сведения о платных образовательных услугах, так как это приносящая доход деятельность и ее нужно отражать в уставе. Укажите общую формулировку о праве образовательной организации вести образовательную деятельность за счет средств граждан и организаций. Перечислять наименования платных образовательных программ не стоит: если изменится наименование программы или сам перечень образовательных программ, придется вносить изменения в устав.
Пример

Пример формулировки пункта устава

Школа вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе за счет средств физических и юридических лиц (приносящую доход деятельность), не относящиеся к основным видам деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана:

— образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, музыкальной, военно-патриотической направленностей.
Что проверить в лицензии на образовательную деятельность

Проверьте лицензию на образовательную деятельность. В приложении к лицензии указывают все образовательные программы, которые реализует образовательная организация:

  • основные образовательные программы;
  • дополнительные общеобразовательные программы.

Лицензию нужно переоформить, если в приложении отсутствуют виды образовательных программ, которые планируете реализовывать. Например, указаны только основные образовательные программы и отсутствуют дополнительные, обучение по которым будет платным. За чей счет будет проходить обучение по доппрограммам — за счет средств бюджета или граждан — не важно. В лицензии это не указывают.

Какие организационные документы разработать

Примите локальные акты и оформите другие чтобы, чтобы оказывать платные образовательные услуги. Разработайте положение об оказании платных образовательных услуга, а приказом назначьте ответственного за организацию платных услуг и контроль за их предоставление. Как обучающимся по доппрограммам пользоваться учебниками, укажите в порядке пользования учебниками и учебными пособиями. Льготы по оплате для разных категорий потребителей установите в положении о снижении стоимости услуг.

Полный перечень документов по платным образовательным услугам для школы и детского сада смотрите в справочнике.

Как проинформировать о платных услугах

Разместите в подразделе «Платные образовательные услуги» документы:

  • о порядке оказания платных образовательных услуг;
  • об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе — например, можно опубликовать акт учредителя, в котором определены тарифы и стоимость услуг дополнительного образования;
  • установлении платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования, за содержание детей в школе в группах продленного дня и за проживание в интернате;
  • образец договора об оказании платных образовательных услуг.

Информационный источник публикации Актион МЦФЭР

Источник изображения Freepik