Новости
Бухгалтеру Кадры и HR

Как оплатить труд педагогических работников

Как оплатить труд педагогических работников

С 1 марта 2024 года некоторым педагогам школ, техникумов и колледжей вдвое увеличили доплату за классное руководство. В рекомендации – как рассчитать зарплату педагогам средних и высших учебных заведений, учителям образовательных школ, в том числе при обучении на дому. А также готовый образец приказа и дополнительного соглашения, чтобы назначить повышенную доплату за классное руководство.

Нина Ковязина

Заместитель директора Департамента медицинского образования и кадровой политики

в здравоохранении Минздрава России


Установите педагогу размер оклада или ставки, назначьте компенсационные и стимулирующие выплаты. Учитывайте особенности, которые установлены для учреждений в зависимости от уровня бюджета – федеральный, региональный или местный.

Система оплаты труда в образовательных учреждениях включает в себя:

  • должностные оклады (ставки зарплаты);
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

Их закрепите в коллективных и трудовых договорах. При заключении таких договоров в учреждениях, подведомственных Минпросвещения, руководствуйтесь отраслевым соглашением. На 2024 год такого документа пока нет. Дополнительно применяйте Единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2023 № 11. Подробнее о том, как установить систему оплаты труда, смотрите в рекомендациях для казенных, бюджетных, автономных учреждений.

Зарплату и учебную нагрузку педагогических работников пропишите в трудовом договоре с сотрудником (ст. 57 ТК, ч. 6 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Порядок, как определить учебную (преподавательскую) нагрузку, установлен приказом Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601.

Также в трудовых договорах и локальных документах учреждения (коллективном договоре, графиках работы, расписаниях занятий и др.) пропишите режим рабочего времени – норму часов и время отдыха сотрудников (ч. 7 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849).

Учитывайте, что в рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности входит:

  • учебная (преподавательская), воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая, исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями или индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая и т. д.

Об этом сказано в части 6 статьи 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, примечании 1 приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601.

Не возлагайте на педработника все обязанности, установленные частью 6 статьи 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. И тем более те, которые не предусмотрены квалификационной характеристикой по занимаемой им должности. Об этом напомнило Минобрнауки в письме от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849.

Когда определяете нагрузку педагогам, дополнительно учитывайте письмо Минобрнауки от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849. В нем специалисты разъяснили, как правильно установить и прописать в трудовом договоре продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой должности.

Зарплата в региональных и местных учреждениях

В региональных и муниципальных учреждениях порядок определения размера зарплаты устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами. Эти документы составляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях (п. 3, 4 ст. 152 БК, ст. 144 ТК).

Зарплата в федеральных учреждениях

Для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений порядок определения размера зарплаты установлен постановлением Правительства от 05.08.2008 № 583 (ст. 144 ТК).

Размер оклада (ставки зарплаты)

Должностной оклад педагогическим работникам устанавливайте исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку. Норма часов зависит от должности и установлена приказом Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601. К примеру, норма часов составляет:

  • для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО), а также учителей общеобразовательных учреждений – 18 часов в неделю;
  • для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов – 36 часов в неделю.

Об этом сказано в пунктах 2.1, 2.8.1 приложения 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601, статье 333 ТК.

В федеральных учреждениях размер окладов (ставок) определяет руководитель:

  • в казенных учреждениях – в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным учредителем или ГРБС;
  • в бюджетном и автономном учреждении – в соответствии с установленной ими системой оплаты труда.

Чтобы установить размеры окладов (ставок), должности педработников распределите по профессиональным квалификационным группам (ПКГ). Данное правило в равной степени распространяется на все типы учреждений: бюджетные, казенные и автономные. ПКГ должностей работников образования и критерии разнесения по группам утверждены приказами Минздравсоцразвития от 05.05.2008 № 216н, 217н.

В федеральном бюджетном и автономном учреждениях, когда устанавливаете оклады (ставки), руководствуйтесь минимальными размерами окладов, которые рекомендованы в примерных положениях об оплате труда федеральными органами исполнительной власти. Для казенных учреждений ГРБС вправе установить как минимальные размеры окладов (ставок), которыми учреждение должно руководствоваться при определении окладов, так и конкретные размеры, которые учреждение должно применять.

К рекомендуемому минимальному окладу (минимальной ставке) по соответствующим ПКГ может быть установлен повышающий коэффициент:

  • по занимаемой должности;
  • по учреждению или структурному подразделению;
  • персональный;
  • за квалификационную категорию;
  • за ученую степень, звания.

Рекомендуемые размеры таких коэффициентов и порядок их применения также приведены в примерных положениях (см., например, приложение 7 к примерному положению об оплате труда, утв. приказом Минздравсоцразвития от 28.08.2008 № 462н). Повышающие коэффициенты к окладу не образуют новый оклад и также не учитываются при начислении компенсационных и стимулирующих выплат.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований размеры окладов и применение повышающих коэффициентов для сотрудников утверждаются соответственно региональным и местным законодательством.

Правила, как применять коэффициенты (повышения) для педработников, которым установлены нормы часов, разъясняются в разделе IX Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2023 № 11.

Также в оклады (должностные оклады) научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования нужно включить размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до 1 сентября 2013 года.

Об этом сказано в части 11 статьи 108 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и разъяснено в письме Минобрнауки от 12.09.2013 № НТ-883/17.

Компенсационные выплаты

Размер и условия начисления выплат компенсационного характера должны быть определены:

  • для казенного учреждения – в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным учредителем или ГРБС;
  • для бюджетного и автономного учреждения – в соответствии с установленной ими системой оплаты труда.

Размер выплат определите в процентах к окладам (ставкам) или в абсолютных размерах. Об этом сказано в пунктах 1, 2(1), 4, 8 положения, утвержденного постановлением Правительства от 05.08.2008 № 583.

Эти выплаты не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются за работу:

  • с вредными, опасными условиями труда;
  • в местностях с особыми климатическими условиями – районный коэффициент;
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных: за совмещение, расширение зон обслуживания, выполнение работ различной квалификации и работу в ночное время.

В образовательных учреждениях, как правило, устанавливают следующие компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных:

  • за классное руководство;
  • проверку письменных работ, тетрадей. Порядок такой выплаты установлен на уровне субъекта РФ или местном уровне;
  • заведование кабинетами, отделами, лабораториями, мастерскими, методическими комиссиями, другими видами работ.

Рекомендацией Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений установлен единый перечень видов выплат компенсационного характера:

1. Выплаты, которые установлены ТК и иными нормативными актами.

2. Выплаты за дополнительные виды работ, которые связаны с образовательной деятельностью и выполняются за дополнительную оплату с письменного согласия педработника:

  • за классное руководство или кураторство, за каждый класс, класс-комплект, учебную группу, независимо от количества обучающихся;
  • проверку письменных работ с учетом объема учебной нагрузки;
  • заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;
  • руководство методическим объединением, предметной, цикловой, методической комиссией в образовательном учреждении, педагогическими работниками, у которых нет квалификационной категории «педагог-методист»;
  • выполнение дополнительной работы, которая связана с методической деятельностью и с наставничеством, педагогическими работниками, у которых есть квалификационная категория «педагог-методист» и «педагог-наставник».

3. Выплаты за особенности работы в образовательных учреждениях:

  • связанной с организацией и образовательной деятельностью в классах или группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • осуществляющих обучение, в том числе в санаторных, в которых проводят лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся;
  • педработникам, которые проводят индивидуальное обучение на дому для детей, нуждающихся в длительном лечении и детей-инвалидов. В том числе для группового обучения детей, которые находятся на длительном лечении в больнице;
  • педработникам, которые проводят обучение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • педработникам, проводящим обучение для обучающихся с девиантным поведением, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода;
  • созданных при исправительных учреждениях УИС.

Такие выплаты установлены в пункте 36.5.1 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2023 № 11.

На уровне субъектов и местном уровне устанавливают компенсационные выплаты:

  • за работу в коррекционных учреждениях или классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, задержкой психического развития;
  • в школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей без попечения родителей;
  • за индивидуальное обучение на дому детей-хроников и детей-инвалидов.

В федеральных учреждениях порядок выплаты доплат прописывается в положении об оплате труда. А в региональных или муниципальных учреждениях устанавливается законодательством субъектов РФ или местным законодательством.

Подробнее о выплатах компенсационного характера см. в рекомендациях для казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Для сельских педработников дополнительно установлена ежемесячная выплата на оплату жилья, отопления, электроэнергии. Размер, условия и порядок такой выплаты установлены:

  • в отношении федеральных государственных образовательных организаций – Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 26.10.2013 № 963;
  • в отношении учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений – законодательством субъектов РФ.

Об этом сказано в части 8 статьи 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Если педработник в свое рабочее время участвует в проведении итогового экзамена, ему выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению, а также представляются другие гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливается законодательством субъекта РФ (ч. 9 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Доплаты за классное руководство

Классным руководителям в школах, кураторам в техникумах и колледжах ежемесячно положена федеральная доплата за классное руководство. Ее размер от 5000 до 10 000 руб. – зависит от численности населения в населенном пункте. Как назначить доплату в школе, как платить кураторам платных и смешанных групп, удерживать ли НДФЛ, как учитывать при расчете среднего заработка, ответы на эти и другие вопросы – в рекомендации.

Доплата учителям

Классным руководителям общеобразовательных учреждений: школ, лицеев, гимназий, положено ежемесячное вознаграждение. С 1 марта 2024 года в школах в населенных пунктах, где живет менее 100 тыс. чел., размер доплаты увеличили вдвое – с 5000 до 10 000 руб. В более крупных городах выплата осталась прежней – 5000 руб. в месяц. Такое решение закрепили в постановлении Правительства от 29.03.2024 № 398.

Выплата предусмотрена за счет средств федерального бюджета. Такая поддержка не отменяет действующие региональные и муниципальные выплаты. Организуйте раздельное начисление и выплату федеральных доплат и страховых взносов с нее – оформляйте их отдельной ведомостью (письмо Минпросвещения от 21.08.2020 № ВБ-1625/08).

Доплата за классное руководство также положена педагогам школ при федеральных техникумах и вузах. Доплаты, которые сотрудники получали до 31 декабря 2021 года, нужно сохранить. Об этом – постановление Правительства от 30.12.2005 № 850.

Доплату за классное руководство назначьте приказом и заключите дополнительное соглашение с педагогом. Вознаграждение выплачивайте за каждый класс или класс-комплект независимо от количества обучающихся в них. Но не более двух выплат одному педагогу, если у него классное руководство в двух и более классах (п. 2 постановления Правительства от 21.12.2021 № 2382). Как формировать классы-комплекты, смотрите в пункте 1 письма Минпросвещения от 07.09.2020 № ВБ-1700/08.

Правила назначения и выплаты доплаты за классное руководство – в постановлениях Правительства от 21.12.2021 № 2382, от 30.12.2005 № 850 и письме Минпросвещения от 07.09.2020 № ВБ-1700/08.

Доплата кураторам

Кураторы учебных групп в СПО ежемесячно получают доплату за классное руководство. С 1 марта 2024 года в колледжах и техникумах в населенных пунктах, где живет менее 100 тыс. чел., размер доплаты увеличили вдвое – с 5000 до 10 000 руб. В более крупных городах выплата осталась прежней – 5000 руб. в месяц. Такое решение закрепили в постановлении Правительства от 29.03.2024 № 397.

Выплата предусмотрена за счет средств федерального бюджета. Такая поддержка не отменяет действующие ранее региональные и муниципальные доплаты. Организуйте раздельное начисление и выплату федеральной доплаты и страховых взносов с нее – оформите отдельные ведомости.

Вознаграждение выплачивайте педагогам СПО, которые взяли на себя классное руководство в учебных группах очной и очно-заочной формы обучения. Одному педагогу выплачивайте, не более двух доплат, если у него классное кураторство в двух и более учебных группах. Об этом – в пункте 2 постановления Правительства от 29.12.2021 № 2539.

Время каникул и периоды отмены занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям признаются рабочим временем. Доплату за классное руководство за это время начисляйте в полном объеме. Исключение – если эти периоды совпали с оплачиваемым отпуском. Тогда доплату рассчитайте пропорционально рабочим дням.

Назначить педагога куратором можно только с его письменного согласия. Доплату за кураторство оформите приказом. Заключите с сотрудником дополнительное соглашение и пропишите в нем: вид работы, срок выполнения и размер оплаты.

Стимулирующие выплаты

Размер стимулирующих выплат устанавливайте в абсолютном значении (рублях) или в процентном отношении к окладу. Максимальным размером указанные выплаты не ограничены.

Размеры и условия выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте:

  • для казенного учреждения – в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным учредителем или ГРБС;
  • для бюджетного и автономного учреждения – в соответствии с установленной ими системой оплаты труда.

Об этом сказано в пунктах 2(1), 5 положения, утвержденного постановлением Правительства от 05.08.2008 № 583.

Рекомендацией Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утвержден единый перечень видов выплат стимулирующего характера:

  • за наличие первой или высшей квалификационной категории;
  • за работу в сельской местности;
  • молодым специалистам, которые ведут педагогическую деятельность;
  • вознаграждение по итогам работы. Размер вознаграждения определяйте на основе выполнения педагогическими работниками показателей и критериев.

Такие выплаты установлены в пункте 36.5.2 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2023 № 11.

Стимулирующие выплаты устанавливайте на основе показателей и критериев эффективности работы сотрудников, измеряемых качественными и количественными показателями. За образец можно взять Методические рекомендации госорганов субъектов РФ и муниципальных образований Минобрнауки (доведены в письме от 20.06.2013 № АП-1073/02). В частности, там установлены такие показатели и критерии: