Верховый суд указал, когда управленец не обязан оборудовать контейнерную площадку для ТКО
УО, ТСЖ, ЖСК не обязаны оборудовать площадку для накопления ТКО, если придомовая территория не позволяет обустроить площадку по санитарным нормам и собственники не приняли соответствующее решение на общем собрании. В таком случае контейнерную площадку создает орган МСУ. Такой вывод сделал Верховный суд в определении от 28.12.2023 № 301-ЭС23-14328 по делу № А11-12937/2019.
Что произошло
Муниципальная администрация в ходе осмотра установила, что на территории одного из МКД нет места (площадки) накопления ТКО. ТСЖ, которое управляет домом, направили претензию о необходимости организовать такое место. Администрация указывала, что соответствующие правила предусмотрены СанПиН 2.1.3684-21. Товарищество отказалось исполнить требование.
ТСЖ ссылалось на невозможность разместить на придомовой территории контейнерную площадку по требованиям СанПиН 2.1.3684-21. С учетом сложившейся застройки площадку нельзя разместить с соблюдением санитарно-эпидемиологического расстояния от дома (20 м), расстояние можно изменить только до 17 м. При этом есть возможность оборудовать такую площадку на муниципальной земле. Кроме того, общее собрание собственников не согласовало размещение площадки на придомовой территории.
Администрация обратилась в суд, чтобы обязать ТСЖ исполнить требование. Суды трех инстанций поддержали администрацию. Однако Верховный суд встал на сторону товарищества и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Выводы Верховного суда
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО. К полномочиям органов городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. Исключение – случаи, когда эти обязанности выполняют другие лица. Такие правила установлены пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 8 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039.
Органы МСУ также обязаны определять схему размещения мест накопления ТКО и вести их реестр, который включает данные о нахождении мест накопления, их технических характеристиках, о собственниках этих мест и данные об источниках образования ТКО (п. 4, 5 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 11, 15–19 Правил № 1039).
Таким образом, создание мест накопления ТКО по общему правилу относится к обязанностям органов МСУ.
Нижестоящие суды указывали на обязанность управляющей МКД организации для обслуживания МКД создать место накопления ТКО и ссылались на статьи 161, 162 ЖК, Правила № 170 и 491. Но они не учли, что исходя из части 2 статьи 44 ЖК управленец может это сделать только на основании соответствующего решения ОСС и только на земельном участке, на котором расположен МКД и который относится к общему имуществу в таком доме.
Кроме того, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правилам благоустройства муниципальных образований (п. 1, 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 2 Правил № 1039). Расстояние от контейнерных и специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Допустимо уменьшить расстояние не более чем на 25 процентов при соответствии требованиям в приложении № 1 к СанПиН 2.1.3684-21. Такие правила указаны в пункте 4 СанПиН 2.1.3684-21. Аналогичные требования содержат пункт 3.7.6 Правил № 170, пункт 3.3.7 Правил, утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Вязники» от 25.07.2017 № 61.
Если сформированный для МКД земельный участок не позволяет обустроить площадку накопления ТКО по требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, то создать такую площадку обязан орган МСУ (ст. 8 Закона № 89-ФЗ). При этом следует учесть, что работы по содержанию мест накопления ТКО относятся к содержанию общего имущества, которые выполняют управляющие МКД организации. Такие правила следуют из статьи 161 ЖК, подпункта «д(2)» пункта 11 Правил № 491, пункта 26(1) Минимального перечня № 290. Поэтому, если собственники помещений пользуются для складирования ТКО муниципальной площадкой либо место накопления ТКО организовано для МКД на муниципальном земельном участке, содержать эти места обязан управленец (ст. 249 ГК).
Что произошло
Муниципальная администрация в ходе осмотра установила, что на территории одного из МКД нет места (площадки) накопления ТКО. ТСЖ, которое управляет домом, направили претензию о необходимости организовать такое место. Администрация указывала, что соответствующие правила предусмотрены СанПиН 2.1.3684-21. Товарищество отказалось исполнить требование.
ТСЖ ссылалось на невозможность разместить на придомовой территории контейнерную площадку по требованиям СанПиН 2.1.3684-21. С учетом сложившейся застройки площадку нельзя разместить с соблюдением санитарно-эпидемиологического расстояния от дома (20 м), расстояние можно изменить только до 17 м. При этом есть возможность оборудовать такую площадку на муниципальной земле. Кроме того, общее собрание собственников не согласовало размещение площадки на придомовой территории.
Администрация обратилась в суд, чтобы обязать ТСЖ исполнить требование. Суды трех инстанций поддержали администрацию. Однако Верховный суд встал на сторону товарищества и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Выводы Верховного суда
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО. К полномочиям органов городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. Исключение – случаи, когда эти обязанности выполняют другие лица. Такие правила установлены пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 8 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039.
Органы МСУ также обязаны определять схему размещения мест накопления ТКО и вести их реестр, который включает данные о нахождении мест накопления, их технических характеристиках, о собственниках этих мест и данные об источниках образования ТКО (п. 4, 5 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 11, 15–19 Правил № 1039).
Таким образом, создание мест накопления ТКО по общему правилу относится к обязанностям органов МСУ.
Нижестоящие суды указывали на обязанность управляющей МКД организации для обслуживания МКД создать место накопления ТКО и ссылались на статьи 161, 162 ЖК, Правила № 170 и 491. Но они не учли, что исходя из части 2 статьи 44 ЖК управленец может это сделать только на основании соответствующего решения ОСС и только на земельном участке, на котором расположен МКД и который относится к общему имуществу в таком доме.
Кроме того, места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правилам благоустройства муниципальных образований (п. 1, 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 2 Правил № 1039). Расстояние от контейнерных и специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Допустимо уменьшить расстояние не более чем на 25 процентов при соответствии требованиям в приложении № 1 к СанПиН 2.1.3684-21. Такие правила указаны в пункте 4 СанПиН 2.1.3684-21. Аналогичные требования содержат пункт 3.7.6 Правил № 170, пункт 3.3.7 Правил, утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Вязники» от 25.07.2017 № 61.
Если сформированный для МКД земельный участок не позволяет обустроить площадку накопления ТКО по требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, то создать такую площадку обязан орган МСУ (ст. 8 Закона № 89-ФЗ). При этом следует учесть, что работы по содержанию мест накопления ТКО относятся к содержанию общего имущества, которые выполняют управляющие МКД организации. Такие правила следуют из статьи 161 ЖК, подпункта «д(2)» пункта 11 Правил № 491, пункта 26(1) Минимального перечня № 290. Поэтому, если собственники помещений пользуются для складирования ТКО муниципальной площадкой либо место накопления ТКО организовано для МКД на муниципальном земельном участке, содержать эти места обязан управленец (ст. 249 ГК).