Для перевозки алкоголя с 1 марта 2025 года электронные перевозочные документы станут обязательными
С 1 марта 2025 года сопроводительные документы при перевозке алкоголя нужно оформлять в электронном виде. Соответствующие поправки внесены в статью 10.2 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона от 03.04.2023 № 108-ФЗ, ст. 2 Закона от 29.05.2024 № 102-ФЗ, письмо Росалкогольтабакконтроля от 13.03.2024 № г-1668/02-06). Содержание и порядок использования сопроводительных документов должно утвердить Правительство. Пока такого документа нет. Ранее планировалось, что обязательное применение электронных документов будет введено с 1 июня 2024 года. Но впоследствии эту дату перенесли на 1 марта 2025 года. Кроме того, установили переходный период до 1 сентября 2026 года, когда в качестве сопроводительных документов допускается использовать товарно-транспортную накладную на бумаге.
Таким образом, у компаний есть время подготовиться к новым правилам. Добровольно перейти на электронные перевозочные документы можно досрочно. За разъяснениями мы обратились в компанию «Такском».
Таким образом, у компаний есть время подготовиться к новым правилам. Добровольно перейти на электронные перевозочные документы можно досрочно. За разъяснениями мы обратились в компанию «Такском».
МНЕНИЕ
Обязательный переход на электронные документы продлили, но компаниям нужно уже сейчас к нему готовиться
Сергей Жуков, руководитель проектов компании «Такском»
Сроки по обязательному применению ЭПД в сфере перевозок алкогольной и спиртосодержащей продукции перенесены (ст. 2 Закона от 29.05.2024 № 102-ФЗ).
Первый этап эксперимента по вводу электронных перевозочных документов (ЭПД) для транспортировки алкогольной и спиртосодержащей продукции проводился в 2023 году с августа по ноябрь. Цель пилота – проверить готовность всех участников информационного взаимодействия работать в рамках электронного документооборота с электронными транспортными накладными (ЭТрН) и путевыми листами (ЭПЛ). Мы как участники эксперимента тестировали четыре сценария. По результатам пилота возникла необходимость провести второй этап, чтобы определить итоговый перечень электронных документов, необходимых для перевозки алкоголя, и оптимизировать процесс электронного обмена документами.
На данный момент запускается второй этап эксперимента с увеличенным количеством сценариев, который планируется завершить к осени 2024 года. Поэтому списка обязательных ЭПД для перевозки алкоголя пока нет.
Всем участникам сферы перевозок алкогольной и спиртосодержащей продукции рекомендуем, не теряя времени, самостоятельно тестировать сервисы по созданию ЭТрН и ЭПЛ, которые есть у нас и других аккредитованных операторов ЭДО. Перейти на электронные перевозочные документы в ближайшее время придется всем, поэтому чем быстрее перевозчики научатся работать с ними, тем проще им будет в дальнейшем.
Переход компании с бумажного документооборота на электронный не меняет бизнес-процессов в компании. Продавцы алкогольной продукции уже имеют все необходимое оборудование, которое обязательно к применению согласно требованиям ЕГАИС и «Честного знака» (маркировка) – это сканеры, ТСД и прочее оборудование. Для того чтобы работать с электронным документооборотом, продавцам алкоголя понадобится приобрести сервис ЭДО у аккредитованного оператора.
Что нужно будет сделать пошагово:
- выбрать решение и заключить договор с аккредитованным оператором;
- уполномочить сотрудников на подписание документов в ЭДО;
- выдать уполномоченным сотрудникам МЧД;
- обеспечить уполномоченных сотрудников ЭП;
- обучить сотрудников работе в сервисе ЭДО.