Анализ работы ДОУ за учебный год: что проверить заведующему и как использовать при планировании
В конце учебного года проанализируйте работу детского сада. Предлагаем примерную структуру и требования к каждому разделу анализа. Внутри есть нововведения, которые надо отразить в документе, например, поддержка детей участников СВО и требования к сайту. Оформить результаты анализа помогут гистограммы и таблицы.
Как определить структуру анализа работы детского сада
Чтобы составить анализ работы детского сада за учебный год, определите структуру документа – она не утверждена нормативными правовыми актами. Удобно назвать разделы анализа в соответствии с параметрами, которые будете анализировать. Это поможет понять, каких специалистов привлечь к подготовке и какие данные у них запросить. Заведующий вправе добавлять или исключать параметры контроля по своему усмотрению.
Рекомендуем уделить внимание нововведениям учебного года: историческому просвещению, дистанционному обучению и др. Анализ этих параметров поможет определить, насколько эффективно персонал адаптировался к изменениям, и в каких сферах есть точки роста. Также вы сможете подготовиться к проверкам и избежать предписаний – инспекторы часто обращают внимание на то, как в детском саду соблюдают новые требования.
Включите в структуру анализа параметры из годового плана работы и программы развития детского сада. Подведение итогов поможет понять, выполнили ли в детском саду все запланированные мероприятия.
Ольга Ершова
начальник Департамента образования администрации города Перми, специалист в управленческих аспектах реализации современного дошкольного образования, регулярный автор статей и спикер на отраслевых мероприятиях
Екатерина Бородина
ведущий юрист-эксперт, опыт работы в экспертной поддержке Системы Образование более 7 лет
Как определить структуру анализа работы детского сада
Чтобы составить анализ работы детского сада за учебный год, определите структуру документа – она не утверждена нормативными правовыми актами. Удобно назвать разделы анализа в соответствии с параметрами, которые будете анализировать. Это поможет понять, каких специалистов привлечь к подготовке и какие данные у них запросить. Заведующий вправе добавлять или исключать параметры контроля по своему усмотрению.
Рекомендуем уделить внимание нововведениям учебного года: историческому просвещению, дистанционному обучению и др. Анализ этих параметров поможет определить, насколько эффективно персонал адаптировался к изменениям, и в каких сферах есть точки роста. Также вы сможете подготовиться к проверкам и избежать предписаний – инспекторы часто обращают внимание на то, как в детском саду соблюдают новые требования.
Включите в структуру анализа параметры из годового плана работы и программы развития детского сада. Подведение итогов поможет понять, выполнили ли в детском саду все запланированные мероприятия.
Пример
Структура анализа работы ДОУ на основе программы развития и годового плана работы
Раздел I. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Реализация образовательных программ
1.2. Работа с семьями воспитанников
1.3. Оздоровительная работа с детьми
1.4. Адаптация детей с миграционной историей
1.5. Сопровождение воспитанников – детей участников СВО
Раздел II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Методическая работа
2.2. Нормотворчество
2.3. Работа с кадрами
2.4. Ведение официального сайта и госпаблика
Раздел III. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ
3.1. Закупка и содержание материально-технической базы
3.2. Безопасность
Кому поручить анализ работы детского сада
Создайте рабочую группу, чтобы проанализировать работу детского сада по всем направлениям. Состав определите исходя из того, какие параметры включили в структуру анализа. В таблице – возможный состав рабочей группы с распределением ответственности за подготовку разделов.
Состав рабочей группы
Создайте рабочую группу, чтобы проанализировать работу детского сада по всем направлениям. Состав определите исходя из того, какие параметры включили в структуру анализа. В таблице – возможный состав рабочей группы с распределением ответственности за подготовку разделов.
Состав рабочей группы
Руководителем группы можно назначить себя или старшего воспитателя. Утвердите состав приказом. В нем же поручите ответственным лицам предоставить информацию по сферам своей деятельности, а одному из работников, например, старшему воспитателю, - сделать сводный документ из предоставленных данных. Отдельное положение о группе можно не утверждать – это создаст дополнительную бюрократическую нагрузку на работников. К тому же, они и так обязаны соблюдать локальные акты и законодательство. Достаточно указать основные поручения в приказе, а мероприятия и сроки – в плане-графике.
Совет
Предложите членам рабочей группы обратить внимание на предписания проверяющих
Анализ работы будет более результативным, если в отчетной информации отразить сведения о том, допускал ли детский сад нарушения норм действующего законодательства, и какие меры приняли ответственные лица, чтобы их устранить. Поручите ответственным включить в каждый раздел анализа краткую сводку о том, были ли выявлены нарушения по данному вопросу, и как их устранили.
Как проанализировать воспитательную и образовательную деятельность
Для анализа итогов воспитательной и образовательной деятельности поручите ответственному работнику предоставить информацию по пяти разделам: Реализация образовательных программ, Работа с семьями воспитанников, Оздоровительная работа с детьми, Адаптация детей с миграционной историей и Сопровождение воспитанников – детей участников СВО.
Реализация образовательных программ
В 2024/2025 учебном году детские сады продолжили работать по программам, составленным на основании ФОП ДО. Реализация программ дошкольного образования – это основная задача детского сада, поэтому это направление деятельности нужно обязательно включить в анализ. Рекомендуем описать в разделе результаты реализации образовательной программы дошкольного образования. Данные приведите по результатам мониторинга.
Предложите ответственным оформить результаты освоения содержания по каждой образовательной области в виде гистограммы, чтобы показать данные по каждой возрастной группе в процентах. Затем можно сделать итоговую гистограмму — сравнительный анализ результатов ОП ДО по всем группам. На ней будет видно, в какой группе дети лучше освоили программу, а значит, педагогические действия в течение учебного года были более эффективными. Если посчитаете нужным, на основе этой гистограммы можно сделать еще одну, которая покажет общие результаты освоения ОП ДО по детскому саду.
Для анализа итогов воспитательной и образовательной деятельности поручите ответственному работнику предоставить информацию по пяти разделам: Реализация образовательных программ, Работа с семьями воспитанников, Оздоровительная работа с детьми, Адаптация детей с миграционной историей и Сопровождение воспитанников – детей участников СВО.
Реализация образовательных программ
В 2024/2025 учебном году детские сады продолжили работать по программам, составленным на основании ФОП ДО. Реализация программ дошкольного образования – это основная задача детского сада, поэтому это направление деятельности нужно обязательно включить в анализ. Рекомендуем описать в разделе результаты реализации образовательной программы дошкольного образования. Данные приведите по результатам мониторинга.
Предложите ответственным оформить результаты освоения содержания по каждой образовательной области в виде гистограммы, чтобы показать данные по каждой возрастной группе в процентах. Затем можно сделать итоговую гистограмму — сравнительный анализ результатов ОП ДО по всем группам. На ней будет видно, в какой группе дети лучше освоили программу, а значит, педагогические действия в течение учебного года были более эффективными. Если посчитаете нужным, на основе этой гистограммы можно сделать еще одну, которая покажет общие результаты освоения ОП ДО по детскому саду.
В этом же разделе проанализируйте степень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Рекомендуем уделить особое внимание результатам педагогического наблюдения за воспитанниками.
Поручите включить в раздел данные об уровне развития детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС и ФОП ДО, а также вывод о готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Если в течение года вели коррекционную работу с детьми, необходимо проанализировать и это направление деятельности. Попросите специалистов предоставить результаты результаты педагогического наблюдения за дошкольниками с ОВЗ.
Данные рекомендуем оформить в виде гистограммы и показать на ней, как дети подготовительных к школе групп освоили ОП ДО. Педагог-психолог может дополнительно предоставить результаты диагностики психологической готовности детей в виде таблицы.
Поручите включить в раздел данные об уровне развития детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС и ФОП ДО, а также вывод о готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Если в течение года вели коррекционную работу с детьми, необходимо проанализировать и это направление деятельности. Попросите специалистов предоставить результаты результаты педагогического наблюдения за дошкольниками с ОВЗ.
Данные рекомендуем оформить в виде гистограммы и показать на ней, как дети подготовительных к школе групп освоили ОП ДО. Педагог-психолог может дополнительно предоставить результаты диагностики психологической готовности детей в виде таблицы.
Дополните раздел информацией о соблюдении новых требований законодательства. В 2024 году Президент утвердил основы госполитики в области исторического просвещения (Указ от 08.05.2024 № 314). Детскому саду предстояло внедрить в работу единую методологию преподавания истории и содействовать повышению роли семьи в историческом просвещении воспитанников. В анализе опишите мероприятия, которые провели в связи с этим нововведением.
Информационный источник публикации Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik