Новости
Управление МКД

Что делать когда собственник направляет необоснованные претензии

Что делать когда собственник направляет необоснованные претензии

Сусана Киракосян

кандидат юридических наук, доцент, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА, председатель Подкомитета ТПП РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью


Злоупотребление правом порой сложно отличить от обычного заблуждения. Дело в том, что в законе нет списка злоупотреблений. Оценить поведение собственника на добросовестность можно лишь исходя из конкретной ситуации и обстоятельств дела.

Итак, одни собственники просто предъявляют необоснованные претензии, а другие злоупотребляют правом.

В буквальном смысле слова злоупотребление правом – это «употребление права во зло», то есть действие (бездействие), причиняющее вред другим лицам.

Злоупотребить правом – значит отступить от добросовестного поведения, отойти от баланса интересов, выйти за пределы права и поставить свои интересы выше чужих интересов. Закон запрещает извлекать преимущества из недобросовестного поведения с целью причинить вред правам и интересам других лиц (п. 1 ст. 10 ГК). Осуществление своего права никоим образом не может служить оправданием для причинения вреда чужим интересам.

Формы злоупотребления правом:

  • действия с прямым умыслом во вред интересам другого лица (шикана);
  • действия в обход закона с противоправной целью;
  • действия без намерения причинить другому лицу вред, но причиняющие вред.

Требование о недопустимости злоупотребления правом в законах звучит так: «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав» (ч. 1 п. 1 ст. 10 ГК).

Чтобы не выходить за рамки приличия, от собственника требуется не опускаться ниже той черты, за которой начинаются этически безобразные поступки. Такой собственник защищает свои интересы под воздействием эмоций или недостоверной информации, он не имеет злого умысла. С ним нужно искать пути договориться, пояснить, что он иногда выдвигает необоснованные требования.

Отдельная категория – это поведение, напоминающее потребительский экстремизм. Конституционный суд неоднократно указывал: запрет на злоупотребление правом и его правовые последствия направлены на то, чтобы лицо, осуществляя свои права и свободы, не нарушало права и свободы других лиц.

Ниже мы на примерах показали, как реагировать на злоупотребление правом со стороны жителей МКД.