Когда заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком
С 1 марта штрафы за ошибки в закупках у едпоставщика стали больше, и их назначают по новым статьям КоАП. В рекомендации разобрали особенности каждого основания для закупки у едпоставщика и ситуации из практики заказчиков.
Заказчик вправе закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика. Основания для закупки установила часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Размещать извещение о закупке не нужно. Исключение – электронные закупки до 5 млн руб. В этом случае нужно разместить извещение в ЕИС (ч. 3, п. 3, 4 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Если заключить контракт с единственным поставщиком по основанию, которого нет в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, должностное лицо могут оштрафовать – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30.1 КоАП).
В некоторых случаях заказчик должен уведомить ФАС о контракте с единственным поставщиком. Срок – не позднее одного рабочего дня с даты, когда стороны заключили контракт (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Если заказчик нарушит этот срок, контролеры могут оштрафовать руководителя на 15 тыс. руб., организацию – на 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП). Подробнее – в рекомендации.
Мы разделили основания для закупки у единственного поставщика на 20 категорий – слева от материала «Оглавление». Можете выбрать категорию и узнать, какие закупки в нее ходят.
Монополисты и центральный депозитарий
По пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе закупать услуги, которые оказывает центральный депозитарий, а также товары, работы и услуги из сферы субъектов естественных монополий.
Услуги центрального депозитария
Центральный депозитарий оказывает услуги, которые установила глава 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».
Например, центральный депозитарий:
– хранит сертификаты ценных бумаг, учета и перехода прав на ценные бумаги;
– открывает счета депо для владельцев ценных бумаг Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов в лице уполномоченных органов или учреждений.
Товары, работы и услуги субъектов естественных монополий
Заказчик вправе закупать товары, работы или услуги, только если поставщик – субъект естественных монополий. Признаки, по которым продукцию относят к деятельности субъектов естественных монополий, установила статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ).
Например, к такой деятельности относятся:
– железнодорожные перевозки;
– услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
– услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи.
Местная связь и внутризоновое телефонное соединение находятся в перечне услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, который утвердило постановление Правительства от 24.10.2005 № 637. Поэтому такие услуги входят в общедоступную электросвязь и почтовую связь. Эту позицию подтверждает Минэкономразвития в письмах от 29.12.2016 № Д28и-3529, от 23.05.2016 № Д28и-1315, от 20.03.2015 № Д28и-808.
Услуги междугороднего телефонного соединения заказчик вправе закупить конкурентным способом или у единственного поставщика по пунктам 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Дело в том, что с 1 января 2021 такую услугу исключили из перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (постановление Правительства от 20.07.2020 № 1076).
Андрей Терёшин
судья Десятого арбитражного апелляционного суда
Виктория Фролова
главный редактор Системы Юрист
Марина Савинская
главный специалист департамента ПАО «Газпром»
Заказчик вправе закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика. Основания для закупки установила часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Размещать извещение о закупке не нужно. Исключение – электронные закупки до 5 млн руб. В этом случае нужно разместить извещение в ЕИС (ч. 3, п. 3, 4 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Если заключить контракт с единственным поставщиком по основанию, которого нет в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, должностное лицо могут оштрафовать – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.30.1 КоАП).
В некоторых случаях заказчик должен уведомить ФАС о контракте с единственным поставщиком. Срок – не позднее одного рабочего дня с даты, когда стороны заключили контракт (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Если заказчик нарушит этот срок, контролеры могут оштрафовать руководителя на 15 тыс. руб., организацию – на 100 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП). Подробнее – в рекомендации.
Мы разделили основания для закупки у единственного поставщика на 20 категорий – слева от материала «Оглавление». Можете выбрать категорию и узнать, какие закупки в нее ходят.
Монополисты и центральный депозитарий
По пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе закупать услуги, которые оказывает центральный депозитарий, а также товары, работы и услуги из сферы субъектов естественных монополий.
Услуги центрального депозитария
Центральный депозитарий оказывает услуги, которые установила глава 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».
Например, центральный депозитарий:
– хранит сертификаты ценных бумаг, учета и перехода прав на ценные бумаги;
– открывает счета депо для владельцев ценных бумаг Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов в лице уполномоченных органов или учреждений.
Товары, работы и услуги субъектов естественных монополий
Заказчик вправе закупать товары, работы или услуги, только если поставщик – субъект естественных монополий. Признаки, по которым продукцию относят к деятельности субъектов естественных монополий, установила статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ).
Например, к такой деятельности относятся:
– железнодорожные перевозки;
– услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
– услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи.
Местная связь и внутризоновое телефонное соединение находятся в перечне услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, который утвердило постановление Правительства от 24.10.2005 № 637. Поэтому такие услуги входят в общедоступную электросвязь и почтовую связь. Эту позицию подтверждает Минэкономразвития в письмах от 29.12.2016 № Д28и-3529, от 23.05.2016 № Д28и-1315, от 20.03.2015 № Д28и-808.
Услуги междугороднего телефонного соединения заказчик вправе закупить конкурентным способом или у единственного поставщика по пунктам 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Дело в том, что с 1 января 2021 такую услугу исключили из перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (постановление Правительства от 20.07.2020 № 1076).
Пример
Услуги международной связи нужно закупать конкурентным способом, а не у единственного поставщика
Учреждение закупило услуги международной телефонной связи у единственного поставщика. Прокурор оспорил контракт в этой части. Причина – услуги международной связи оказывают не только монополисты, но и другие компании. Суды иск удовлетворили. Субъекты естественных монополий оказывают услуги общедоступной электросвязи. Услуги международной телефонной связи нужно закупать конкурентным способом (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2020 по делу № А60-28137/2019).
Внимание
Предметом контракта с единственным поставщиком по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ может быть только тот вид деятельности поставщика, который относится к сфере естественных монополий.
Дело в том, что субъекты естественных монополий могут вести и другие виды деятельности, которые не входят в перечень.
Например, ФГУП «Почта России» – монополист по услугам почтовой связи. В то же время учреждение реализует почтовые марки, но не относится к монополистам в этой сфере. Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя. Такое разъяснение дало Минэкономразвития в письме от 06.04.2015 № Д28и-900.
Чтобы проверить, относится ли потенциальный поставщик к субъектам естественных монополий, зайдите на сайт ФАС. Даже если поставщика в этом реестре нет, заказчик все равно вправе провести закупку у субъекта естественных монополий по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития от 31.01.2017 № Д28и-387).
Обоснование
Всего реестров пять. Они подразделяются на монополистов в разных сферах:
– связи;
– водоснабжения и водоотведения;
– захоронения радиоактивных отходов;
– топливно-энергетического комплекса;
– транспорта.
Каждый реестр подразделяется на разделы. Например, внутри списка монополистов в сфере связи выделяют услуги почтовой связи, а также электросвязи.
Чтобы просмотреть информацию о конкретной организации в реестре, выберите его тип и раздел, регион, введите название организации, ИНН, ОКПО, ОГРН. Если нужно посмотреть, кто относится к монополистам в определенной сфере и конкретном регионе, заполните только первые три поля, остальные оставьте пустыми.
Военная сфера и безопасность
В эту категорию входит пять оснований для закупки у единственного поставщика.
Мобилизационная подготовка
Федеральные органы власти и учреждения, у которых есть мобилизационные заказы или задачи по мобилизационной работе, вправе закупить у единственного поставщика работы по мобилизационной подготовке.
В эту категорию входит пять оснований для закупки у единственного поставщика.
Мобилизационная подготовка
Федеральные органы власти и учреждения, у которых есть мобилизационные заказы или задачи по мобилизационной работе, вправе закупить у единственного поставщика работы по мобилизационной подготовке.
Обоснование
Такие правила установил пункт 3 части 1 статьи 44-ФЗ, статья 12 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», далее – Закон № 31-ФЗ.
Позицию подтверждает Минэкономразвития в письмах от 07.03.2017 № Д28и-919, от 23.06.2016 № Д28и-1561.
Например, в рамках таких работ:
– создают, развивают и сохраняют мобилизационные мощности и объекты;
– готовят технику для поставки в Вооруженные силы;
– создают и сохраняют страховой фонд документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты национального достояния;
– готовят и организуют нормированное снабжение населения товарами, его медицинское обслуживание и обеспечение связью и транспортом.
Полный перечень работ по мобилизационной подготовке и мобилизации установил пункт 3 статьи 2 Закона № 31-ФЗ.
Порядок оформления, заключения и исполнения контрактов по мобилизационной подготовке установили Методические рекомендации Минпромторга от 31.01.2020.
– создают, развивают и сохраняют мобилизационные мощности и объекты;
– готовят технику для поставки в Вооруженные силы;
– создают и сохраняют страховой фонд документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты национального достояния;
– готовят и организуют нормированное снабжение населения товарами, его медицинское обслуживание и обеспечение связью и транспортом.
Полный перечень работ по мобилизационной подготовке и мобилизации установил пункт 3 статьи 2 Закона № 31-ФЗ.
Порядок оформления, заключения и исполнения контрактов по мобилизационной подготовке установили Методические рекомендации Минпромторга от 31.01.2020.
Вооруженная и военная техника
Заказчик вправе сделать закупку отечественного вооружения и военной техники, если есть три условия:
– техника и вооружение не имеют российских аналогов;
– технику и вооружение создает единственный производитель;
– производитель есть в реестре единственных поставщиков вооружения и военной техники.
Условия определяет пункт 7 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Порядок ведения реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, порядок формирования их цены установило Правительство в постановлении от 19.09.2013 № 826, далее – постановление Правительства № 826.
Чтобы узнать, есть ли данные о потенциальном поставщике в реестре, нужно обратиться в ФАС. Служба предоставляет информацию из реестра в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса (п. 23 положения, утв. постановлением Правительства № 826).
Цену контракта определит единственный поставщик, заказчику нужно рассмотреть ее и зарегистрировать в ФАС согласно постановлению Правительства от 02.12.2017 № 1465.
Заказчик вправе сделать закупку отечественного вооружения и военной техники, если есть три условия:
– техника и вооружение не имеют российских аналогов;
– технику и вооружение создает единственный производитель;
– производитель есть в реестре единственных поставщиков вооружения и военной техники.
Условия определяет пункт 7 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Порядок ведения реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, порядок формирования их цены установило Правительство в постановлении от 19.09.2013 № 826, далее – постановление Правительства № 826.
Чтобы узнать, есть ли данные о потенциальном поставщике в реестре, нужно обратиться в ФАС. Служба предоставляет информацию из реестра в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса (п. 23 положения, утв. постановлением Правительства № 826).
Цену контракта определит единственный поставщик, заказчику нужно рассмотреть ее и зарегистрировать в ФАС согласно постановлению Правительства от 02.12.2017 № 1465.
Внешняя разведка
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на закупку товаров, работ, услуг, чтобы обеспечить органы внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности. Закупки проводят только по перечням, которые утверждают руководители соответствующих органов внешней разведки. В открытом доступе утвержденных перечней нет (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на закупку товаров, работ, услуг, чтобы обеспечить органы внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности. Закупки проводят только по перечням, которые утверждают руководители соответствующих органов внешней разведки. В открытом доступе утвержденных перечней нет (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Закупки для ФСБ
Чтобы обеспечить ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом, заказчик вправе заключить контракт по пункту 41 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Перечень товаров, работ, услуг для закупок по этому пункту утверждает руководитель ФСБ. В открытом доступе утвержденных перечней нет (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Чтобы обеспечить ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом, заказчик вправе заключить контракт по пункту 41 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Перечень товаров, работ, услуг для закупок по этому пункту утверждает руководитель ФСБ. В открытом доступе утвержденных перечней нет (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Пример
Комиссия ФАС наказала заказчика за неправомерный способ определения поставщика
Военная прокуратура обратилась в УФАС с жалобой на ФСБ. Причина – служба заключала контракты на аренду недвижимости, гостиниц по пункту 41 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Комиссия установила, что ФСБ включила в перечень закупок по пункту 41 контракты на аренду жилых помещений для сотрудников ФСБ. При этом предметом контрактов была аренда недвижимости и помещений гостиничного типа, которые не относятся к жилым помещениям. ФСБ неправильно выбрала способ заключения контрактов. Должностному лицу грозит штраф в размере 50 тыс. руб. (решение Краснодарского УФАС от 11.02.2019 по делу № ВП-9/2019).
Транспортные услуги при воинских перевозках
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, чтобы закупить транспортные и дополнительные к ним услуги, если нужно выполнить воинские перевозки – железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Контракт заключают, когда есть угроза военной безопасности или нужно обеспечить участие Вооруженных сил, других войск в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за пределами России (п. 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Порядок, в котором нужно проводить такие закупки, установило Правительство в ...
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, чтобы закупить транспортные и дополнительные к ним услуги, если нужно выполнить воинские перевозки – железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Контракт заключают, когда есть угроза военной безопасности или нужно обеспечить участие Вооруженных сил, других войск в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за пределами России (п. 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Порядок, в котором нужно проводить такие закупки, установило Правительство в ...
Информационный источник публикации Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik