Новости
Управление МКД

Дайджест осенних изменений. Как управленцам скорректировать работу

Дайджест осенних изменений. Как управленцам скорректировать работу

В обзоре все изменения, которые нужно учитывать управленцам в осенний период. К изменениям дали пошаговые инструкции и образцы документов, чтобы применить их на практике. Редакция следит за обновлениями в законодательстве и обновляет материал по мере опубликования законов.

Анна Лежнина

главный редактор справочной системы «Управление МКД», член подкомитета ТПП РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью

Скорректировали процедуру лицензирования

Законодатели скорректировали процедуру лицензирования. Это должно упростить и ускорить процесс. Соответствующие изменения внесли Законом от 08.08.2024 № 310-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения вступают в силу с 8 августа, за исключением отдельных положений.

Теперь в каждом субъекте РФ можно не утверждать формы заявлений на предоставление услуг по лицензированию, если заявление подают через портал госуслуг, региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Обязали уведомлять соискателя лицензии, лицензиата не позднее одного рабочего дня со дня оформления акта оценки соответствия их лицензионным требованиям. Исключили возможность получить сведения о конкретной лицензии в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении.

Вместе с тем в положении о лицензировании конкретного вида деятельности можно будет предусмотреть возможность:

  • подавать заявления о предоставлении лицензии, о внесении изменений в реестр лицензий исключительно через портал госуслуг;
  • указать случаи и порядок проведения оценки при предоставлении лицензии соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям в автоматическом режиме, в том числе по информации из государственных информационных систем;
  • сократить срок, в который лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, рассматривает заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с прекращением деятельности, выполнением отдельных работ, оказанием услуг;
  • уменьшить срок, в который лицензирующий орган должен уведомить соискателя лицензии, лицензиата о проведении выездной оценки соответствия их лицензионным требованиям, — он не может быть менее одного рабочего дня.

Основание: Федеральный закон от 08.08.2024 № 310-ФЗ.

Ввели штрафы за самовольное пользование водоснабжением и водоотведением

С 19 августа начинают действовать новые штрафы за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения. Санкции будут такие же, как и для самовольного подключения к сетям, их также увеличили.

КоАП дополнили новым составом — самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения. Под самовольным пользованием понимают пользование централизованными системами при отсутствии соответствующего договора, либо при нарушении сохранности контрольных пломб, либо при врезке абонента в водопроводную сеть до прибора учета. Такие условия установлены пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства от 29.07.2013 № 644.

Если указанные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, то штрафовать:

  • граждан — от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • должностных лиц — от 30 тыс. до 80 тыс. руб.;
  • юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

До 19 августа действует административная ответственность только за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Но доказать факт подключения нелегко. При этом самовольное пользование централизованными системами водоснабжения, водоотведения остается распространенной проблемой длительное время и оказывает негативное воздействие на работу этих систем, отмечали авторы закона.

Новые санкции должны помочь снизить негативное воздействие на инженерные сети и минимизировать ущерб собственникам и пользователям сетей. Также они позволят установить дополнительные полномочия должностных лиц органов внутренних дел — они смогут составлять протоколы об административных правонарушениях с новым составом.

Основание: Федеральный закон от 08.08.2024 № 241-ФЗ.

Ввели обязанность направлять должнику копию заявления о выдаче судебного приказа

С 1 сентября УО, ТСЖ, ЖСК, которые подают заявление в суд общей юрисдикции о выдаче судебного приказа, обязаны будут направлять копию этого заявления должнику. Также изменятся другие правила работы судов общей юрисдикции.

Изменения внесли в Гражданский процессуальный кодекс. Они должны равномерно распределить нагрузку между судами и повысить качество судебных разбирательств.

Теперь управляющая МКД организация обязана направлять должнику копию заявления о вынесении судебного приказа. Изменения помогут должнику заблаговременно узнавать о требованиях взыскателя.

В перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению, включили:

  • уведомление о вручении или иные документы, которые подтвердят, что взыскатель направил должнику копию заявления и приложенных к нему документов;
  • документ об уплате госпошлины.

Основная проблема, с которой могут столкнуться управленцы при реализации данных изменений, – невозможность направить документы, если неизвестны ФИО должника, а есть только данные об адресе.

Также скорректировали работу судов. Срок, в который суд составляет судебный приказ, решение и определение увеличили с 5 до 10 дней. Также суд теперь обязан указывать в судебном акте дату его изготовления. Эти изменения внесли, чтобы оптимизировать судебную нагрузку и повысить качество судебных актов.

Перечень дел, которые рассматривают сначала расшили – если истец изменил основание или предмет иска и если апелляция рассматривает дело по правилам первой инстанции.

Основание: Федеральный закон от 12.06.2024 № 135-ФЗ.

Усилили контроль за капремонтом

В процессе капремонта в МКД теперь нужно заключать договор строительного подряда и проводить строительный контроль. Соответствующие изменения внесли в ЖК и ГрК. Изменения внесли Федеральным законом от 08.08.2024 № 238-ФЗ, они вступают в силу 1 сентября.

Согласно изменениям работы по капитальному ремонту общего имущества нужно выполнять на основании договора строительного подряда. Договор заключают с ИП или юридическими лицами, которые имеют членство в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Если субъект РФ принял решение о проведении в МКД строительного контроля уполномоченным органом, такой контроль в процессе капремонта должны проводить исполнительные органы этого субъекта РФ или подведомственные ему учреждения. Собственники в МКД, которые формируют ФКР на специальном счете, вправе на ОСС принять решение об отказе от строительного контроля уполномоченным органом субъекта РФ. Если субъект РФ не принял решение либо ОСС в МКД на спецсчете отказалось от строительного контроля уполномоченным органом, контроль в процессе капремонта должны провести по правилам статьи 53 ГрК. В этом случае контроль проводит строительная организация, которая выполняет работы по капитальному ремонту.

По мнению законодателей изменения позволят очистить рынок от недобросовестных подрядчиков и ввести упорядоченный и профессиональный строительный контроль. Это означает, что уйдут в прошлое некачественное исполнение работ, использование несоответствующих строительных материалов, нарушение технологических процессов и затягивание сроков.

Основание: Федеральный закон от 08.08.2024 № 238-ФЗ.

Сократили гарантийный срок на квартиры

С 1 сентября гарантии застройщика на квартиры в новостройках составляет три года вместо пяти. Аналогичный срок сейчас установлен в отношении технологического и инженерного оборудования, которое входит в состав объекта долевого строительства. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.

Изменения обусловлены унификацией требований законодательства о продолжительности гарантийного срока. При этом по сложившейся судебной практике срок исковой давности для разрешения спора о недостатках жилья начинается с момента обнаружения такого недостатка и составляет три года.

Закон также меняет санкции в отношении застройщика, если он передал объект долевого строительства ненадлежащего качества и нарушил сроки, в которые нужно:

  • устранить недостатки (дефекты) объекта долевого строительства;
  • уменьшить цену договора, возместить расходы дольщика на устранение недостатков.

До 1 сентября действует двойная ответственность, если нарушены права покупателя. Документ ограничивает действие Закона о защите прав потребителей, устанавливая санкции для застройщика только в профильном Законе об участии в долевом строительстве.

В указанных случаях застройщик уплачивает участнику долевого строительства за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей в период соответствующего нарушения. Ставку рассчитывают от стоимости расходов для устранения недостатков или от суммы возмещения участнику долевого строительства.

Если участник долевого строительства — гражданин, который приобретает жилое помещение исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, застройщик уплачивает неустойку в двойном размере, но не более стоимости расходов для устранения недостатков. Если недостатки жилого помещения станут основанием для признания его непригодным для проживания, размер неустойки рассчитывают от цены договора.

Кроме того, за нарушение обязательств по договору, если суд удовлетворит требования дольщика, такой гражданин вправе будет взыскать с застройщика штраф в размере 5 процентов от присужденной судом суммы. Это касается ситуации, когда гражданин заключил договор для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Основание: Федеральный закон от 08.08.2024 № 266-ФЗ.

Закрепили в законе обязанности управленцев и органов МСУ при подготовке к зиме

Обязанности управляющих МКД организаций и органов МСУ при подготовке к отопительному периоду установили в Законе о теплоснабжении. Поправки начинают действовать с 1 сентября.

В законе о теплоснабжении прописали обязанности управляющей МКД организации обеспечивать:

  • готовность теплопотребляющих установок к работе в отопительный период;
  • готовность соблюдать указанный в договоре теплоснабжения режим потребления тепловой энергии;
  • отсутствие задолженности за тепловую энергию;
  • коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя.

Теплоснабжающие и теплосетевые организации получили дополнительную обязанность создавать резервные системы теплоснабжения. Это нужно, чтобы в случае аварий можно было обеспечить оперативное переподключение от одной системы к другой, разъяснили в Госдуме.

Муниципальные образования обязаны иметь план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций и схему теплоснабжения. Ростехнадзор по-прежнему будет расследовать причины аварийных ситуаций при теплоснабжении. Также законом уточняют правила обеспечения готовности к отопительному периоду, порядок оценки готовности и требования к содержанию схем теплоснабжения.

Изменения разработали, чтобы исполнить задачи, которые поставил Президент РФ, они должны повысить надежность и безопасность систем теплоснабжения, готовность к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии.

Основание: Федеральный закон от 08.08.2024 № 238-ФЗ.

Ввели возможность обследовать состояние дома перед капремонтом

С 1 сентября вступают в силу изменения в ЖК РФ, которые касаются своевременного проведения капремонта и предусматривают возможность обследовать техническое состояние МКД. В дальнейшем результаты такого обследования учитываются при определении сроков проведения капремонта.

Теперь обследование может быть проведено на основании правового акта субъекта РФ, если в бюджете заложены такие расходы, или по решению ОСС за счет средств собственников. Порядок обследования регламентирует обновленная редакция статьи 167 ЖК.

Обследование технического состояния МКД будут проводить в порядке, предусмотренном законодательством РФ о техническом регулировании с целью:

  • своевременно провести капремонта,
  • оценить соответствия технического состояния МКД и их систем инженерно-технического обеспечения нормативным требованиям,
  • определить возможность дальнейшей эксплуатации МКД или установить необходимость проведения капремонта с определением перечня и объёма услуг и работ по капремонту.

Чтобы провести обследование по решению ОСС, собственники помещений должны принять решение по вопросам:

  • о проведении обследования технического состояния МКД за счет средств собственников;
  • об определении порядка информирования собственников помещений в МКД о результатах проведенного такого обследования;
  • о порядке направления результатов обследования технического состояния МКД.

Проголосовать «За» по указанным вопросам должны не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (п. 1.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК).

Результаты направляют в ответственный за реализацию региональной программы капремонта или краткосрочного плана ее реализации орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен этот МКД. Они будут основанием внести изменений в региональную программу.

Сейчас регионам нужно будет принять новые или изменить старые нормативно-правовые акты в части капремонта, чтобы учесть внесенные в ЖК РФ изменения. В частности, установить порядок:

— проведения эксплуатационного контроля за техническим состоянием многоквартирных домов;
— проведения обследования технического состояния многоквартирных домов;
— учета результатов обследования технического состояния многоквартирных домов при внесении изменений в региональную программу;
— информирования собственников о результатах обследования технического состояния многоквартирных домов, если обследование проводилось за счет региона.

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 561-ФЗ.

Увеличили количество лицензионных требований

С 1 сентября начинает действовать расширенный перечень лицензионных требований, которые предъявляют к УО. Теперь к ним также относят нарушения:

  • отсутствие у учредителя лицензиата и учредителя соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации об учредителе лицензиата, учредителе соискателя лицензии;
  • непривлечение к административной ответственности лицензиата, соискателя лицензии за грубое нарушение лицензионных требований в течение трех лет до даты получения лицензии, даты продления ее действия;
  • отсутствие в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о банкротстве юрлица, которое управляло МКД и должностными лицами и учредителями которого были должностные лица и учредители соискателя лицензии, в течение трех лет до даты обращения за лицензией.

Также законодатели ввели новые основания, чтобы внести УО в реестр дисквалифицированных лиц сведений:

  • об учредителях УО, у которой аннулировали лицензию;
  • учредителях, в отношении которых применили административное наказание в виде дисквалификации.

УО из-за долгов перед РСО часто подвергают банкротству, отмечают авторы изменений. Во время процедуры банкротства средства собственников, которые получила УО, как правило, используют не по назначению. А после банкротства жители МКД остаются с нерешенными проблемами. При этом учредители обанкротившихся УО часто не попадают в поле зрения правоохранительных и надзорных органов. Хотя именно они чаще всего фактически руководят УО и их решения отражаются непосредственно на деятельности этих организаций. Новый закон должен создать дополнительные условия, которые будут препятствовать недобросовестным и малоэффективным УО управлять МКД, пояснили авторы изменений.

Основание: Федеральный закон от 25.12.2023 № 662-ФЗ.

Обновили состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ

С 1 сентября размещать информацию в ГИС ЖКХ нужно будет в соответствии с новым приказом Минстроя от 07.02.2024 № 79/пр. Его приняли взамен действующему приказу Минкомсвязи, Минстроя от 29.02.2016 № 74/114/пр.

В новом приказе 15 разделов с перечнями сведений, которые нужно размещать различными поставщиками в ГИС ЖКХ. Приказ также определяет состав и сроки размещения информации.

Обязанности управляющей МКД организации по раскрытию информации прописали в разделе XI Приказа № 79/пр. Состав сведений, которые будут размещать администраторы ОСС, членов ТСЖ, ЖСК, прописали в разделе XIII приказа.

Однако если в разделе 15 приказа № 74/114/пр прописана обязанность совета МКД размещать информацию о своем составе и деятельности, то в новом приказе нет состава сведений, которые должны быть в ГИС ЖКХ по совету дома.

Основание: приказ Минстроя от 07.02.2024 № 79/пр.

Скорректировали правила эксплуатации лифтов

С 1 сентября начинают действовать новые правила организации безопасного использования и содержания лифтов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744, которыми актуализировали действующие правила безопасности. С этого же дня перестанут действовать аналогичные Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее – ПП № 743).

В новых Правилах владельцем лифта также остается управляющая МКД организация, которая обеспечивает выполнение работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации (обслуживание, ремонт) объекта силами специализированной организации на договорной основе либо самостоятельно (п. 16 Новых правил). Исполнители этих работ должны иметь в штате квалифицированный персонал, а также обеспечить его допуск к выполнению работ.

Обязанности владельца лифта по новым Правилам в остаются прежними с некоторыми изменениями. Как и прежде владелец объекта должен приостановить его использование по назначению, если возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и организаций. Однако если раньше перечень таких нарушений был установлен отдельным Приложением № 1 к Правилам, то теперь установленного перечня нет. Работу лифта останавливают, если при смотре объекта или во время его работы обнаружили неисправности устройств безопасности, сигнализации, а также другие неисправности, которые угрожают безопасному использованию объекта либо его обслуживанию. Работу лифта останавливают до устранения неисправностей (подп. «п» п. 4).

Также уточнили требования к проведению ТО и обследования объектов как в отношении лифтов, так и в отношении подъемных платформ для инвалидов (п. 25 Новых правил). Теперь их будут проводить орган инспекции или испытательная лаборатория, аккредитованными в порядке, установленном законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, и имеющими в штате специалистов (экспертов) по оценке соответствия указанных объектов.

Журнал периодического осмотра объекта и журнала технического обслуживания и ремонта объекта можно будет вести в электронном виде (п. 23), если обеспечиваются условия ограниченного доступа к ним и их сохранности. такой журнал необходимо будет дублировать и хранить на съемных электронных носителях. Использовать можно только один вид электронной подписи для заверения информации в такие журналы – усиленную квалифицированную электронную подпись. Информацию в журнале заверяет подписью специалист, ответственный за организацию обслуживания и ремонта объекта.

При этом форма журнала, утвержденная приложением № 6 и 7 к приказу Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309, осталась прежней. Если журнал ведете в бумажном формате, его следует прошнуровать, пронумеровать, завизировать подписью ответственного за организацию эксплуатации объекта и скрепить печатью специализированной организации (при наличии).

Также владельцу объекта можно будет использовать Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), чтобы направить в Ростехнадзор уведомления о выводе объекта из эксплуатации (п. 12) либо о смене владельца (п. 15) в форме электронного документа. В этих случаях срок направления Ростехнадзором владельцу объекта информации о снятии объекта с учета либо об изменениях, внесенных в реестр объектов, составит два рабочих дня со дня поступления указанных уведомлений. Таким образом, при использовании ЕПГУ существенно сокращаются сроки обработки соответствующих заявок.

Основание: постановление Правительства РФ от 20.10.2023 № 1744.

Ввели лицензирование дезинфекционной деятельности

С 1 сентября 2024 года для услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации нужно получать лицензию. Компании и предприниматели, которые оказывают такие услуги, обязаны получить лицензию в Роспотребнадзоре до 1 марта 2025 года. На данный момент лицензия на эти услуги не требуется.

После 1 марта 2025 года необходимо будет проверять документы подрядчиков, чтобы на указанные работы у них была лицензия. Если вы самостоятельно выполняете эти работы, то получите лицензию до указанной даты.

Порядок лицензирования деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации регулирует Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 № 337. Оно вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Положение регламентируем требования к соискателям лицензии, к оформлению заявления о получении лицензии и порядок направления такого заявления. Также приложениями № 1 и 2 к Положению перечислены необходимое оборудования и средства индивидуальной защиты, чтобы оказывать услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Основание: Федеральный закон от 26.02.2024 № 22-ФЗ, постановление Правительства РФ от 20.03.2024 № 337.

Увеличили размеры госпошлин при обращении в суд

Размеры госпошлин при обращении в суд существенно увеличили, они начнут действовать уже с 9 сентября (Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ). Согласно поправкам в НК, некоторые сборы вырастут в десятки раз, появятся новые пошлины за процессуальные действия, которые ранее не требовали оплаты. Мнения юристов разделились: одни полагают, что такая индексация разгрузит суды и возродит интерес к альтернативным инструментам разрешения споров, другие считают, что удорожание станет препятствием для судебной защиты.

Многие юристы небезосновательно опасаются того, что до вступления в силу нового закона в суды будет направлено рекордное количество исков, заявлений и жалоб, что повлечет затягивание и без того не всегда быстрых процессов. Вместе с тем можно ожидать повышения интереса к инструментам досудебного урегулирования споров с жителями и подрядчиками, таким, например, как разрешение конфликтов с помощью медиаторов или переговорщиков.

Если суд все-таки неизбежен, а пошлина за подачу иска или процессуальные действия слишком высока, можно попробовать попросить суд об отсрочке или рассрочке. Истец может также подать заявление и оплатить пошлину, а в первом заседании по делу ходатайствовать об увеличении исковых требований. Тогда суд попросит доплатить пошлину, но при подаче заявления оплачивать ее будет не нужно.

В таблице мы указали новые размеры госпошлин, которые могут потребоваться при обращении в суд управленцам.

Основание: Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ.

Источник изображения Freepik