Как провести итоговый педсовет в детском саду
Предлагаем исчерпывающий перечень материалов для заведующего детским садом к итоговому педсовету – 2025. В перечне – комплект сценариев, памяток, аналитических справок и других документов к итоговому педсовету. Организовать заседание помогут приказ, повестка и план. Повестка содержит не только традиционные, но и новые вопросы 2025 года: снижение бюрократической нагрузки с педагогов ДОО, внедрение программы просвещения родителей, полугодовые итоги реализации мероприятий к Году защитника Отечества.
Когда проводить итоговый педсовет
Традиционно организуйте итоговый педсовет в мае. Это лучший месяц для подведения итогов учебного года в детском саду и планирования работы на лето. При необходимости заседание можно провести в первых числах июня. Главное, чтобы период проведения заседания не совпадал с началом массовых отпусков педагогов, так как при недостаточном кворуме принятые решения не будут правомочными. Рекомендуем определить месяц проведения итогового педсовета заранее – в графике заседаний.
Дата заседания может быть плавающей. Например, четвертая пятница или последний рабочий день мая. Такой подход привычен педагогам, заведующему не нужно ежегодно определять оптимальную дату. Если день заседания совпадает с другой задачей, например поездкой к учредителю, можно установить иную удобную дату приказом.
Как спланировать итоговый педсовет
Готовьтесь к итоговому педсовету за 3–4 недели. Рекомендуем издать приказ, составить повестку с вопросами для обсуждения, прописать в плане-графике мероприятия по подготовке встречи. Подробнее о каждом документе – ниже.
Издайте приказ
В приказе установите конкретную дату, время, форму и место проведения заседания, решите иные организационные вопросы.
Назначьте встречу в рабочее время подчиненных. Продуктивное время – с 11:00 до 14:00 часов. Предварительно убедитесь, что пребывание педагогов на педсовете не нарушит деятельность дошкольной организации. Например, дети не останутся без присмотра воспитателя.
Форма заседания зависит от повестки итогового педсовета. Если планируете сосредоточиться на отчетной части, лучше выбрать традиционную форму, которая предполагает чередование докладов, обсуждений и голосований. Если хотите мотивировать педагогов к творчеству, вовлечь в обсуждение, отдайте предпочтение необычной форме, например деловой игре, круглому столу, защите проектов.
Место встречи должно соответствовать выбранной форме заседания. Для традиционного педсовета подойдет кабинет заведующего, в котором все педагоги разместятся за одним столом. Для необычных форм может потребоваться пространство, поэтому педсовет следует проводить в большом помещении, например музыкальном или актовом зале.
Доведите содержание приказа до всех членов педсовета. Рекомендуем сделать это минимум за неделю до заседания.
Определите повестку
Сформулируйте вопросы итогового педсовета и пропишите их в повестке. Новые вопросы вынесите в начало. В 2025 году их четыре:
Остальные вопросы повестки формулируйте исходя из текущих задач. Например, на итоговом педсовете традиционно анализируют и оценивают качество реализации ООП ДО, уровень развития воспитанников-выпускников, выполнение годового плана работы детского сада, обсуждают и согласовывают план летней работы с воспитанниками. Завершают педсовет сообщением о выполнении решений предыдущего заседания, поощрением педагогов и обсуждением задач на лето.
Составьте план-график
Мероприятия по подготовке педсовета, дедлайны и ответственных исполнителей закрепите в плане-графике. Составьте его самостоятельно или привлеките к работе старшего воспитателя. В документ нужно включить все организационные задачи – от оперативного совещания, на котором определите список докладчиков и перечень информационных материалов, до подготовки аналитических отчетов и оформления помещения для встречи.
Утвердите план-график приказом об организации педсовета или грифом утверждения, если представили его в виде отдельного документа. Предлагаем готовый образец.
Какие материалы подготовить к итоговому педсовету
К итоговому педсовету готовят аналитическую справку о результатах учебного года и справку о результатах мониторинга РППС детского сада. По необходимости оформляют сценарий, презентацию и памятки.
Аналитические справки
Поручите старшему воспитателю представить анализ результатов воспитательно-образовательной деятельности за учебный год. Для этого надо собрать и изучить информацию о результатах реализации дошкольной программы и уровне развития детей в начале и конце учебного года. Также желательно привести данные мониторинга работы с родителями, сформулировать трудности в работе и конкретные предложения, как их преодолеть. Взять эту информацию можно из годового анализа работы детского сада.
Также для итогового заседания понадобится справка о результатах мониторинга РППС. Минпросвещения рекомендовало проводить его ежегодно в конце учебного года (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03). В справке нужно указать степень соответствия развивающей среды требованиям законодательства и запросам участников образовательных отношений, рекомендации к дооснащению.
Доклады и сценарий
Поручите выступающим подготовить устные тематические доклады. Воспитатели пусть расскажут о результатах работы с детьми и их родителями, реализованных проектах, новых методиках и формах деятельности в прошедшем учебном году. Педагог-психолог отчитаться о готовности воспитанников-выпускников к школе и психологическом климате в детском коллективе. Инструктор по ФИЗО подготовит выступление о здоровьесберегающей деятельности в детском саду.
Порядок, в котором педагоги будут представлять доклады, отразите в сценарии. В нем же можно запланировать вступительное слово о цели, теме и повестке заседания, написать свою речь, требования к рефлексии, показу презентации и иным визуальным материалам. В конце предусмотрите заключительное слово.
Презентация и памятки
Выступление на заседании желательно сопровождать показом презентации. Ее может подготовить каждый докладчик по своему вопросу, а также заведующий детским садом по приоритетным вопросам заседания.
Предлагаем универсальную презентацию, которую не придется доделывать или изменять. Она содержит новые задачи летней оздоровительной кампании, требования к работе в Год защитника Отечества летом и во втором полугодии и другие значимые задачи.
Информацию, на которую нет времени в ходе заседания, но нужно довести до педагогов, отразите в памятках. Например, воспитателям следует напомнить о правилах работы с воспитанниками летом. Предлагаем готовый комплект.
Какие темы обсудить на итоговом педсовете
Начинать и завершать заседание рекомендуем в назначенное время – это знак уважения к собравшимся. Вопросы озвучивайте в порядке, который определили в повестке. По каждому вопросу дополнительно руководствуйтесь информацией, которая представлена ниже.
Анализ реализации ОП ДО с учетом ФОП ДО
В начале заседания обсудите итоги реализации ОП ДО. Оцените степень ее освоения и качество работы. Расскажите, как в течение года выстраивали методическую работу с педагогами, как работа по новой программе отразилась на качестве образовательной деятельности.
Советуем поделиться затруднениями, которые возникли при реализации обновленной дошкольной программы, и рекомендациями, как их устранять. Предоставьте слово воспитателям. Они должны рассказать, как изменилась работа с воспитанниками, и охарактеризовать работу, которую провели с родительской общественностью, с учетом обновленной ОП ДО.
Мониторинг уровня развития выпускников ДОО
О психологической готовности дошкольников-выпускников к школе поручите отчитаться педагогу-психологу. Пусть представит обобщенные результаты диагностик.
Попросите воспитателей выпускных групп составить на каждого ребенка портрет выпускника. Он должен содержать сведения о достижении ребенком планируемых результатов освоения образовательной программы на этапе завершения дошкольного образования. Документ составляют в свободной форме. За основу берут целевые ориентиры из ОП ДО (подп. 13 п. 29.1 ФОП ДО). Формулировки делают конкретными и аргументированными.
Сокращение бумажной нагрузки с педагогов ДОО
Подведите первые итоги снижения бумажной нагрузки с педагогов, требования к которой действуют с 1 марта 2025 года (приказ Минпросвещения от 06.11.2024 № 779).
Расскажите, как снижение бумажной нагрузки отразилось на работе педагогов детского сада. Например, стало меньше споров по поводу подготовки документов, воспитатели уделяют больше внимания воспитанникам и тщательнее готовятся к занятиям с ними. По возможности озвучьте количество выявленных нарушений, связанных с бумажной бюрократией педагогов.
Внедрение программы просвещения родителей в ДОО
Расскажите педагогам об этапе внедрения программы, если детский сад отобрали в качестве региональной площадки (письмо Минпросвещения от 21.11.2024 № 03-1663). До 1 сентября 2025 года ее внедрят в 78 регионах страны.
Вначале расскажите, кто из педагогов детского сада уже повысил квалификацию по вопросам просветительской деятельности, а кому предстоит это сделать летом. Затем обсудите практики просвещения родителей, которые растиражировали региональные органы власти. Объясните, в какие региональные или муниципальные методобъединения могут обращаться педагоги за помощью в работе. В завершение обсудите перечень просветительских материалов, которые уже есть в детском саду, а какие нужно приобрести до сентября.
Если детский сад не стал региональной площадкой, расскажите об этом педагогам. Можете сообщить о промежуточных результатах внедрения программы на уровне региона, если органы власти представили такую информацию. Дополнительно сообщите адреса площадок, по которым можно направлять родителей за помощью.
Мониторинг РППС
Представьте педагогам годовые итоги мониторинга развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Показатели среды должны соответствовать требованиям законодательства и запросам участников образовательных отношений (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03).
Предложите педагогам рассказать о проблемах организации развивающих пространств. Если выявили проблемы, определите сроки и мероприятия по дооснащению среды. Руководствуйтесь новым перечнем оснащения, который действует с 08.04.2025 (приказ Минпросвещения от 25.12.2024 № 1057).
Мероприятия к Году защитника Отечества
Расскажите об итогах реализации мероприятий Года защитника Отечества в детском саду за первое полугодие 2025 года. Отметьте формы работы, которые в наибольшей степени удовлетворили интересы детей и их родителей, соответствовали возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Это могут быть экскурсии, патриотические акции, выставки, конкурсы и проектная деятельность. Рассмотрите новые мероприятия регионального и муниципального уровня, в которых детский сад может участвовать летом и во втором полугодии.
Расспросите педагогов о необходимости актуализировать план мероприятий детского сада к Году защитника Отечества. Возможно, стоит исключить неэффективные формы работы и добавить мероприятия на летний период, если они отсутствуют. Поинтересуйтесь, нужна ли ...
Вера Деркунская
доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, соавтор образовательных программ «Детство» и «Успех», соавтор и преподаватель программы повышения квалификации для педагогов, Федеральный и региональный эксперт ДО, к. п. н.
Юлия Патеева
юрист-редактор Системы Образование, эксперт по комплексной безопасности и санитарному законодательству, разработчик инструкции о мерах пожарной безопасности, программ производственного контроля и другой локальной документации
Когда проводить итоговый педсовет
Традиционно организуйте итоговый педсовет в мае. Это лучший месяц для подведения итогов учебного года в детском саду и планирования работы на лето. При необходимости заседание можно провести в первых числах июня. Главное, чтобы период проведения заседания не совпадал с началом массовых отпусков педагогов, так как при недостаточном кворуме принятые решения не будут правомочными. Рекомендуем определить месяц проведения итогового педсовета заранее – в графике заседаний.
Дата заседания может быть плавающей. Например, четвертая пятница или последний рабочий день мая. Такой подход привычен педагогам, заведующему не нужно ежегодно определять оптимальную дату. Если день заседания совпадает с другой задачей, например поездкой к учредителю, можно установить иную удобную дату приказом.
Как спланировать итоговый педсовет
Готовьтесь к итоговому педсовету за 3–4 недели. Рекомендуем издать приказ, составить повестку с вопросами для обсуждения, прописать в плане-графике мероприятия по подготовке встречи. Подробнее о каждом документе – ниже.
Издайте приказ
В приказе установите конкретную дату, время, форму и место проведения заседания, решите иные организационные вопросы.
Назначьте встречу в рабочее время подчиненных. Продуктивное время – с 11:00 до 14:00 часов. Предварительно убедитесь, что пребывание педагогов на педсовете не нарушит деятельность дошкольной организации. Например, дети не останутся без присмотра воспитателя.
Форма заседания зависит от повестки итогового педсовета. Если планируете сосредоточиться на отчетной части, лучше выбрать традиционную форму, которая предполагает чередование докладов, обсуждений и голосований. Если хотите мотивировать педагогов к творчеству, вовлечь в обсуждение, отдайте предпочтение необычной форме, например деловой игре, круглому столу, защите проектов.
Место встречи должно соответствовать выбранной форме заседания. Для традиционного педсовета подойдет кабинет заведующего, в котором все педагоги разместятся за одним столом. Для необычных форм может потребоваться пространство, поэтому педсовет следует проводить в большом помещении, например музыкальном или актовом зале.
Доведите содержание приказа до всех членов педсовета. Рекомендуем сделать это минимум за неделю до заседания.
Определите повестку
Сформулируйте вопросы итогового педсовета и пропишите их в повестке. Новые вопросы вынесите в начало. В 2025 году их четыре:
- Полугодовые результаты реализации мероприятий к Году защитника Отечества.
- Полугодовые итоги мероприятий к Году детского отдыха в системе образования.
- Первые итоги сокращения бумажной нагрузки педагогов.
- Внедрение программы просвещения родителей.
Остальные вопросы повестки формулируйте исходя из текущих задач. Например, на итоговом педсовете традиционно анализируют и оценивают качество реализации ООП ДО, уровень развития воспитанников-выпускников, выполнение годового плана работы детского сада, обсуждают и согласовывают план летней работы с воспитанниками. Завершают педсовет сообщением о выполнении решений предыдущего заседания, поощрением педагогов и обсуждением задач на лето.
Составьте план-график
Мероприятия по подготовке педсовета, дедлайны и ответственных исполнителей закрепите в плане-графике. Составьте его самостоятельно или привлеките к работе старшего воспитателя. В документ нужно включить все организационные задачи – от оперативного совещания, на котором определите список докладчиков и перечень информационных материалов, до подготовки аналитических отчетов и оформления помещения для встречи.
Утвердите план-график приказом об организации педсовета или грифом утверждения, если представили его в виде отдельного документа. Предлагаем готовый образец.
Какие материалы подготовить к итоговому педсовету
К итоговому педсовету готовят аналитическую справку о результатах учебного года и справку о результатах мониторинга РППС детского сада. По необходимости оформляют сценарий, презентацию и памятки.
Аналитические справки
Поручите старшему воспитателю представить анализ результатов воспитательно-образовательной деятельности за учебный год. Для этого надо собрать и изучить информацию о результатах реализации дошкольной программы и уровне развития детей в начале и конце учебного года. Также желательно привести данные мониторинга работы с родителями, сформулировать трудности в работе и конкретные предложения, как их преодолеть. Взять эту информацию можно из годового анализа работы детского сада.
Также для итогового заседания понадобится справка о результатах мониторинга РППС. Минпросвещения рекомендовало проводить его ежегодно в конце учебного года (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03). В справке нужно указать степень соответствия развивающей среды требованиям законодательства и запросам участников образовательных отношений, рекомендации к дооснащению.
Доклады и сценарий
Поручите выступающим подготовить устные тематические доклады. Воспитатели пусть расскажут о результатах работы с детьми и их родителями, реализованных проектах, новых методиках и формах деятельности в прошедшем учебном году. Педагог-психолог отчитаться о готовности воспитанников-выпускников к школе и психологическом климате в детском коллективе. Инструктор по ФИЗО подготовит выступление о здоровьесберегающей деятельности в детском саду.
Порядок, в котором педагоги будут представлять доклады, отразите в сценарии. В нем же можно запланировать вступительное слово о цели, теме и повестке заседания, написать свою речь, требования к рефлексии, показу презентации и иным визуальным материалам. В конце предусмотрите заключительное слово.
Презентация и памятки
Выступление на заседании желательно сопровождать показом презентации. Ее может подготовить каждый докладчик по своему вопросу, а также заведующий детским садом по приоритетным вопросам заседания.
Предлагаем универсальную презентацию, которую не придется доделывать или изменять. Она содержит новые задачи летней оздоровительной кампании, требования к работе в Год защитника Отечества летом и во втором полугодии и другие значимые задачи.
Информацию, на которую нет времени в ходе заседания, но нужно довести до педагогов, отразите в памятках. Например, воспитателям следует напомнить о правилах работы с воспитанниками летом. Предлагаем готовый комплект.
Какие темы обсудить на итоговом педсовете
Начинать и завершать заседание рекомендуем в назначенное время – это знак уважения к собравшимся. Вопросы озвучивайте в порядке, который определили в повестке. По каждому вопросу дополнительно руководствуйтесь информацией, которая представлена ниже.
Анализ реализации ОП ДО с учетом ФОП ДО
В начале заседания обсудите итоги реализации ОП ДО. Оцените степень ее освоения и качество работы. Расскажите, как в течение года выстраивали методическую работу с педагогами, как работа по новой программе отразилась на качестве образовательной деятельности.
Советуем поделиться затруднениями, которые возникли при реализации обновленной дошкольной программы, и рекомендациями, как их устранять. Предоставьте слово воспитателям. Они должны рассказать, как изменилась работа с воспитанниками, и охарактеризовать работу, которую провели с родительской общественностью, с учетом обновленной ОП ДО.
Мониторинг уровня развития выпускников ДОО
О психологической готовности дошкольников-выпускников к школе поручите отчитаться педагогу-психологу. Пусть представит обобщенные результаты диагностик.
Попросите воспитателей выпускных групп составить на каждого ребенка портрет выпускника. Он должен содержать сведения о достижении ребенком планируемых результатов освоения образовательной программы на этапе завершения дошкольного образования. Документ составляют в свободной форме. За основу берут целевые ориентиры из ОП ДО (подп. 13 п. 29.1 ФОП ДО). Формулировки делают конкретными и аргументированными.
Сокращение бумажной нагрузки с педагогов ДОО
Подведите первые итоги снижения бумажной нагрузки с педагогов, требования к которой действуют с 1 марта 2025 года (приказ Минпросвещения от 06.11.2024 № 779).
Расскажите, как снижение бумажной нагрузки отразилось на работе педагогов детского сада. Например, стало меньше споров по поводу подготовки документов, воспитатели уделяют больше внимания воспитанникам и тщательнее готовятся к занятиям с ними. По возможности озвучьте количество выявленных нарушений, связанных с бумажной бюрократией педагогов.
Внедрение программы просвещения родителей в ДОО
Расскажите педагогам об этапе внедрения программы, если детский сад отобрали в качестве региональной площадки (письмо Минпросвещения от 21.11.2024 № 03-1663). До 1 сентября 2025 года ее внедрят в 78 регионах страны.
Вначале расскажите, кто из педагогов детского сада уже повысил квалификацию по вопросам просветительской деятельности, а кому предстоит это сделать летом. Затем обсудите практики просвещения родителей, которые растиражировали региональные органы власти. Объясните, в какие региональные или муниципальные методобъединения могут обращаться педагоги за помощью в работе. В завершение обсудите перечень просветительских материалов, которые уже есть в детском саду, а какие нужно приобрести до сентября.
Если детский сад не стал региональной площадкой, расскажите об этом педагогам. Можете сообщить о промежуточных результатах внедрения программы на уровне региона, если органы власти представили такую информацию. Дополнительно сообщите адреса площадок, по которым можно направлять родителей за помощью.
Мониторинг РППС
Представьте педагогам годовые итоги мониторинга развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Показатели среды должны соответствовать требованиям законодательства и запросам участников образовательных отношений (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03).
Предложите педагогам рассказать о проблемах организации развивающих пространств. Если выявили проблемы, определите сроки и мероприятия по дооснащению среды. Руководствуйтесь новым перечнем оснащения, который действует с 08.04.2025 (приказ Минпросвещения от 25.12.2024 № 1057).
Мероприятия к Году защитника Отечества
Расскажите об итогах реализации мероприятий Года защитника Отечества в детском саду за первое полугодие 2025 года. Отметьте формы работы, которые в наибольшей степени удовлетворили интересы детей и их родителей, соответствовали возможностям педагогического коллектива и детского сада в целом. Это могут быть экскурсии, патриотические акции, выставки, конкурсы и проектная деятельность. Рассмотрите новые мероприятия регионального и муниципального уровня, в которых детский сад может участвовать летом и во втором полугодии.
Расспросите педагогов о необходимости актуализировать план мероприятий детского сада к Году защитника Отечества. Возможно, стоит исключить неэффективные формы работы и добавить мероприятия на летний период, если они отсутствуют. Поинтересуйтесь, нужна ли ...
Информационный источник публикации Актион МЦФЭР
Источник изображения Freepik