Новости
Бухгалтеру

Как описать объект закупки без характеристик из КТРУ

В каких случаях можно описать объект без характеристик из КТРУ

Есть всего пять случаев, когда заказчик при описании объекта закупки вправе не использовать характеристики из КТРУ. Коротко о каждом из них – смотрите на слайдах презентации.
Самая простая ситуация, когда заказчик описывает объект без КТРУ и позицию просто еще не включили в каталог. В этом случае заказчик самостоятельно описывает объект закупки по коду ОКПД2 по правилам из статьи 33 Закона № 44-ФЗ. О том, как описывать объект в таких закупках, вы можете подробно почитать в рекомендации «Когда в описании объекта закупки использовать ОКПД2».

В остальных случаях заказчик обязан использовать позицию и описание исключительно по КТРУ. Часто заказчикам по каким-то параметрам не подходят характеристики из каталога, но использовать дополнительные они не решаются, так как ФАС строго следит за описанием объекта закупки и штрафует заказчиков за расхождения с КТРУ.

Однако иногда возникают исключительные ситуации, когда заказчику удается закупить товар по характеристикам, которых нет в КТРУ. Приведем примеры таких успешных закупок и расскажем, какие доводы использовали заказчики, чтобы убедить ФАС в своей правоте.
Есть позиция КТРУ, но нет описания
Если вы нашли свой объект закупки в КТРУ, однако в графе «описание объекта закупки» нет информации, это значит, что вы вправе самостоятельно прописать необходимые вам характеристики. Единственное условие – наименование объекта и код нужно включить в описание по КТРУ (письмо Минфина от 25.08.2020 № 24-06-05/74463).

Пример Как указать в описании позицию по КТРУ, в которой нет характеристик
Заказчик закупает работы по разработке проектной документации для водоснабжения. Данная позиция есть в КТРУ, обязательна к применению с 1 июня 2021 года, однако описания характеристик в ней нет. Заказчик указал в описании наименование и код по КТРУ и далее самостоятельно описал работы:
Наименование и код по КТРУ
71.12.16.000-00000001
Разработка проектной документации на выполнение работ по строительству объектов водоснабжения и канализации
Описание характеристик
<...> Требования к основным технико-экономическим показателям объекта:
Проектом необходимо предусмотреть строительство станции водоподготовки с локальным водоразбором, производительностью станции – 1 куб. м/ч от водопровода по улице Центральная. Технология очистки воды должна обеспечивать на выходе нормативные показатели, соответствующие требованиям СанПиН 1.2.3685-21

Совет Составляйте обоснование допхарактеристик, даже когда описания нет в КТРУ
Если в КТРУ нет описания и вы описываете объект закупки самостоятельно, все равно составьте обоснование, почему указали нужные характеристики – так вы точно обезопасите себя в случае внеплановой проверки или жалобы со стороны участника.

Минфин высказал мнение, что все характеристики, которые указывает заказчик не по КТРУ, являются дополнительными, даже если позиция в КТРУ в принципе не содержит никаких характеристик (письмо Минфина от 24.01.2022 № 24-03-08/4090).

В данной ситуации практика ФАС единообразная – все управления соглашаются, что заказчик при отсутствии в КТРУ характеристик вправе самостоятельно описать свой объект закупки:

решение Архангельского УФАС от 07.06.2023 № 029/06/42-504/2023;
решение Краснодарского УФАС от 21.06.2023 № 671/2023;
решение Новосибирского УФАС от 23.05.2023 № 054/06/23-993/2023.
Рассмотрим одно из решений подробнее в примере.

Пример Как заказчик правомерно самостоятельно описал объект закупки, у которого нет характеристик в КТРУ
ФГБУЗ закупало лазерную систему для удаления камней из почек по коду из КТРУ 26.60.13.170-00000007 «Система лазерная хирургическая твердотельная общего назначения/для различных областей применения». От одного из участников закупки в УФАС поступила жалоба о недостоверных сведениях в описании объекта закупки.

Мнение участника закупки: заказчик неправомерно прописал характеристики объекта закупки, которым соответствует только конкретный производитель.

Доводы заказчика: в позиции КТРУ во вкладке «описание товара, работы, услуги» отсутствуют характеристики объекта закупки, поэтому заказчик самостоятельно описал объект исходя из своих потребностей. При этом по данным характеристикам в продаже есть как минимум две лазерные системы от разных производителей.

Решение УФАС: заказчик правомерно самостоятельно описал объект закупки, так как описание характеристик для лазерной системы в КТРУ отсутствует. При этом заказчик указал характеристики, которым отвечают как минимум два производителя, и не ограничил конкуренцию.
Жалоба участника была признана необоснованной.
Решение Краснодарского УФАС от 21.06.2023 № 671/2023

Есть только справочная информация в КТРУ

Если в позиции КТРУ нет характеристик, но есть справочная информация, то эти данные не являются описанием и использовать их необязательно. В данном случае вы также вправе описывать объект самостоятельно без КТРУ (п. 6 письма Минфина от 25.08.2020 № 24-06-05/74463).

Практика в данном случае тоже единообразна. Все управления ФАС поддерживают заказчика, который не указывает в качестве характеристик справочную информацию из позиции КТРУ:

решение Санкт-Петербургского УФАС от 31.03.2023 по делу № 44-1106/23;
решение Саратовского УФАС от 07.06.2023 № 064/06/42-750/2023;
решение Новгородского УФАС от 07.04.2023 № 053/06/33-150/2023.
Рассмотрим одно из решений подробнее в примере.

Пример Как заказчик правомерно не указал в описании справочную информацию из КТРУ
Заказчик закупал для больницы аппарат УЗИ по коду из КТРУ 26.60.12.132-00000036 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети». От одного из участников закупки в УФАС поступила жалоба на неправомерное описание объекта закупки заказчиком.

Мнение участника закупки: заказчик неправомерно не указал в описании объекта закупки справочную информацию из КТРУ.

Доводы заказчика: информация, наличия которой в описании объекта закупки требует заявитель жалобы, является справочной и не образует описание товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе.

Решение УФАС: заказчик правомерно не указал в описании справочную информацию из позиции КТРУ. Согласно подпункту «д» пункта 10 Правил формирования каталога из постановления Правительства № 145 в позицию КТРУ может включаться справочная информация. При этом справочная информация не образует описания объекта и не включена в перечень информации, которую заказчик должен обязательно указывать в описании объекта закупки.

Жалоба участника была признана необоснованной.

Решение Саратовского УФАС от 07.06.2023 № 064/06/42-750/2023

Не хватает характеристик из КТРУ

Если нашли свой объект закупки в КТРУ, но понимаете, что параметров из каталога не хватает, то вы вправе включить в свое описание дополнительные характеристики. Самое главное условие – такие характеристики нужно обязательно обосновать.

Учтите, что из этого правила есть три исключения (п. 5 Правил из постановления № 145). Например, нельзя использовать допхарактеристики, когда закупаете радиоэлектронику с ограничениями допуска.
В данной ситуации позиция ФАС не так однозначна. В большинстве случаев ведомства требуют от заказчиков аргументированных обоснований для допхарактеристик. Если комиссия сделает вывод, что обоснований заказчика недостаточно, ответственного сотрудника оштрафуют. Смотрите три примера из практики.

В первом примере заказчику удалось доказать, почему он включил допхарактеристики в описание.

Пример Как заказчик правомерно включил в описание по КТРУ дополнительные характеристики
ГБУЗ проводило закупку сплит-системы по коду из КТРУ 28.25.12.130-00000010 «Кондиционер бытовой». От одного из участников закупки в УФАС поступила жалоба на неправомерное описание объекта закупки заказчиком.

Мнение участника закупки: заказчик неправомерно включил в описание дополнительные характеристики, которых нет в КТРУ, – диапазонные значения расхода воздуха.

Доводы заказчика: заказчик является медицинским учреждением, и для него важно эффективно регулировать температуру воздуха для здоровья пациентов. Обоснование допхарактеристик заказчик включил в описание.

Решение УФАС: комиссия УФАС согласилась, что заказчик правомерно указал и обосновал дополнительные характеристики в описании объекта закупки согласно части 5 Правил из постановления № 145.

Жалоба участника была признана необоснованной.

Решение Краснодарского УФАС от 23.05.2023 № 518/2023

Во втором примере заказчик указал допхарактеристики совсем без обоснования, комиссия УФАС признала, что заказчик нарушил правила описания объекта закупки.

Пример Как заказчик неправомерно включил в описание по КТРУ дополнительные характеристики без обоснования
Заказчик закупал хлеб по коду из КТРУ 10.71.11.110-00000002 «Хлеб недлительного хранения». В ходе внеплановой проверки УФАС выявило нарушение в описании объекта закупки – заказчик указал необоснованные дополнительные характеристики, которых нет в каталоге.

Доводы заказчика: заказчик не привел никаких аргументов в свою защиту и не смог предоставить обоснование дополнительных характеристик в описании объекта закупки.

Решение УФАС: заказчик неправомерно установил дополнительные характеристики и не предоставил в составе описания их обоснование. Таким образом, заказчик нарушил часть 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ.

Штраф – 15 тыс. руб. по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Постановление Марийского УФАС от 24.03.2023 по делу № 012/04/7.30-198/2023
А в третьем примере допхарактеристики заказчик обосновал, но УФАС признала, что их недостаточно. Обратите внимание на формулировку заказчика – она слишком общая, и ей не хватает аргументов.

Пример Как заказчик неправомерно включил в описание по КТРУ дополнительные характеристики без достаточного обоснования
Заказчик закупал влажные салфетки по коду из КТРУ 17.22.11.130-00000003 «Салфетка гигиеническая влажная». От одного из участников закупки в УФАС поступила жалоба на неправомерное описание объекта закупки заказчиком.

Мнение участника закупки: заказчик неправомерно указал характеристики товара, которых нет в КТРУ.

Доводы заказчика: заказчик действительно указал допхарактеристики не по КТРУ, но предоставил в описании обоснование допхарактеристик – потребность получить товар более высокого качества.

Решение УФАС: специалисты УФАС согласились с мнением участника закупки и признали, что заказчик нарушил правила описания объекта закупки. По мнению комиссии УФАС, обоснование носит формальный характер и не содержит объективных аргументов, почему дополнительные свойства товара действительно необходимы заказчику, а поставка товара с иными характеристиками и свойствами не удовлетворит потребность заказчика.

Штраф – 15 тыс. руб. по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Решение Санкт-Петербургского УФАС от 23.05.2023 по делу № 44-1861/23

Внимание Следите, чтобы допхарактеристики не ограничивали конкуренцию
Когда включаете в описание допхарактеристики, следите, чтобы ваши показатели не ограничивали конкуренцию. Если при проверке выяснится, что под параметры, которые указал заказчик подходит только один производитель, ответственного специалиста оштрафуют до 50 тыс. руб. (решение ФАС от 09.09.2022 № 28/06/105-2841/2022).

Описание из КТРУ совсем не подходит

Самый спорный момент возникает, когда заказчик нашел подходящую позицию в КТРУ, но понимает, что ему совсем не подходят характеристики из каталога. В такой ситуации ФАС рекомендует писать обращение в Минфин, чтобы те добавили в КТРУ необходимый объект закупки или расширили характеристики имеющегося объекта (письмо Минфина от 03.08.2022 № 24-03-06/74897). Это самый безопасный способ.

Однако заказчики не всегда могут ждать, когда КТРУ скорректируют, и тогда у заказчика есть два варианта:

использовать допхарактеристики, если объект закупки не входит в перечень с исключениями;
не использовать позицию каталога и описать объект самостоятельно через код ОКПД2, если использовать допхарактеристики запрещено.
В этой ситуации сотрудники ФАС чаще всего признают, что заказчики неправомерно не применили позицию КТРУ. Однако в исключительных случаях заказчикам удается доказать необходимость закупки без каталога. Условие – у вас должны быть серьезные аргументы, почему вам не подходит позиция из КТРУ. Смотрите пример, когда заказчику удалось отстоять свою закупку.