Новости
Экологу

Как и в какие сроки поставить на учет строительную площадку

Как и в какие сроки поставить на учет строительную площадку

Эколог крупнейшей в России строительной площадки рассказала, почему нужно ставить на учет объекты капитального строительства. Из материала узнаете, сколько есть времени на постановку стройплощадки, кто должен ставить ее на учет и как снять площадку с учета по завершении работ.

Елена Елина

Промышленный эколог и судебный эксперт с 15-летним опытом работы на горнодобывающих и строительных предприятиях. С нуля организовала работу природоохранного отдела крупнейшей строительной площадки в России.

Ставить ли строительную площадку на учет

Нет сомнений, стройплощадку на учет ставить нужно. С 01.01.2021 это требуют Критерии (постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398). Помимо Критериев без постановки на учет сложно сдать отчеты и корректно внести плату за НВОС, а это повод к проверкам и штрафам.

Основанием для постановки строительной площадки на учет, являются не факт выбросов, сбросов или отходов на ней, а собственно наличие строительной площадки. Даже если кажется, что нет признаков негативного воздействия, подайте заявку на учет в уполномоченный орган. Так исполните требования законодательства и исключите риск привлечения предприятия к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП и штрафа до 100 000 рублей на юр.лицо.

Так же стоит помнить, что природопользование — платная услуга. До 1 марта каждого года всем организациям, осуществляющим выбросы, сбросы и размещающим отходы производства и потребления необходимо внести плату за НВОС. Освобождены от платы только организации, которые эксплуатируют исключительно объекты IV категории. Некатегорийные объекты от внесения платы не освобождены (письмо Росприроднадзора от 06.12.2023 № РН-03-01-34/44278).

Перед внесением платы нужно сдать отчеты, например, 2-ТП (воздух) и 2-ТП (отходы). Без постановки объекта НВОС на учет подать декларацию о плате и отчетность можно, но отсутствие в них кода ОНВ — сигнал для проверки из-за неисполнения обязательств по постановке на учет.
ОБОСНОВАНИЕ

По опыту взаимодействия с РПН могу заверить, что инспектор не ждет плановой или внеплановой проверки. чтобы проверить факт постановки на учет. Достаточно получения документарных данных о том, что на площадке начаты работы.

Заказчик или подрядчик должен ставить на учет

На учет стройплощадку ставит генеральный подрядчик, подрядчик или субподрядчик. Закон четко не указывает на конкретное лицо, которое обязано подать заявку. Поэтому обязанность лучше отразить в договоре.

Объект НВОС по закону ставит то лицо, которое осуществляет на нем хозяйственную или иную деятельность (ст. 69.2 Федерального закона 7-ФЗ). Росприроднадзор уточнил: обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет возникает у юридического лица, непосредственно осуществляющего работы по строительству на строительной площадке (письмо Росприроднадзора от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531). В таком случае, это то лицо — подрядчик или субподрядчик — которое образует отходы, выбросы, сбросы. Когда субподрядчиков несколько, возникает сложность: один объект не могут поставить на учет несколько юрлиц.

Заказчик или Генеральный подрядчик должен в договоре подряда изначально предусмотреть разграничение обязательств по постановке объекта НВОС на госучет. Постановка ОНВ на учет — это не самоцель, это начало пути. Учет нужен, чтобы в системе надзорных органов выстраивалась четкая линия: и подача отчетности, и внесение платы за негативное воздействие, и лимиты на выбросы, сбросы и отходы.
ПРИМЕР

Как можно прописать требования в договоре

Некоторые строительные компании включают в договор подряда такие требования:

«Подрядчик обязан осуществить постановку на государственный учет строительную площадку, как объект, оказывающий негативное воздействие на на окружающей учет в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ. Подрядчик является образователем и собственником отходов, образующихся в результате выполнения им работ и самостоятельно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.»
Наиболее удобно и для контролера, и для Генподрядчика поставить на учет всю строительную площадку как один объект НВОС, а не дробить ее на несколько ОНВ под каждого подрядчика. Так проще составлять отчеты и проверять соответствует ли, например, количество выбросов в отчетах 2-ТП (воздух) выбросам, которые указаны в заявке о постановке на учет.

Однако для организаций ситуация может быть иной. Ниже привели два примера с рисками для заказчика и генподрядчика, и с рисками для субподрядчиков. Организации нужно выбрать наиболее подходящий для себя вариант.
ПРИМЕР

Вариант, когда на учет объект строительства ставили подрядчики

При строительстве объекта Заказчик и Генеральный подрядчик отказались принимать на себя обязательства по постановке объекта НВОС на учет. По ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ заявки должны подать 15 подрядчиков, непосредственно выполняющих работы. Каждый подрядчик указывает в заявке свою территорию деятельности, свои источники выбросов и сбросов.

В ходе государственного экологического контроля объектов капитального строительства инспектор Росприроднадзора и Ростехнадзора проверяют соответствие строящегося объекта проектной документации. Если в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды» выбросы посчитаны от 10 источников и составляют 10 тонн, то и суммарно все заявки о постановке 15 объектов НВОС на госучет должны содержать 10 источников и не превышать 10 тонн. Эта схема реализуема, но требует значительных усилий со стороны Заказчика. Заказчик должен скоординировать всех подрядчиков нижнего уровня и свести их данные в единую базу для сравнения с проектной документацией.

Неоспоримый плюс, что при подаче отчетности и внесению платы каждый подрядчик нижнего уровня несет персональную ответственность. Заказчику не нужно затем собирать данные. Каждый подрядчик отчитывается самостоятельно за свои выбросы, сбросы и образовавшиеся отходы, а также сам вносит плату за НВОС.
ПРИМЕР

Вариант, когда на учет объект ставит Заказчик или Генподрядчик

Обязательства по постановке на учет объекта НВОС принимает на себя Заказчик или Генеральный подрядчик. Это очень удобно при составлении заявки для постановки на учет и предоставлению отчетности: взяли данные из проектной документации и не надо высчитывать квоты на подрядчиков.

Однако такой подход потребует колоссальных усилий от Заказчика и Генподрядчика впоследствии при сборе данных от подрядчиков. Особенно, если подрядчиков и субподрядчиков много. Нужно будет собирать данные о количестве используемой подрядчиками техники, расходах топлива, образующихся отходах. А главное — контролировать подрядчиков для лимитирования выбросов, сбросов и количества образующихся отходов в пределах проектной документации.

При подобной схеме, всю ответственность о количестве отходов, выбросов, сбросов несет лицо, осуществившее постановку объекта НВОС на учет. Подрядчики ограничены только рамками договора, но не законодательства, и им не важно соблюдают ли они, например, нормативы образования отходов. Отвечать будет Заказчик.

Какой срок для постановки на учет

Поставить площадку на учет нужно как можно быстрее, но не позже 6 месяцев. По закону заявка о постановке объекта НВОС на учет подается не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Требования к срокам постановки на учет в регионах могут различаться. Компанию могут привлечь к ответственности, если не исполнить требования в разумный срок. Разумный срок Минприроды и территориальные органы Росприроднадзора рассчитывают по-разному.

Что Минприроды считает разумным сроком. Минприроды в своем разъяснительном письме от 15.04.2021 № 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов» указало, что в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, то начало эксплуатации — дата утверждения проектной документации. Однако у территориальных органов Росприроднадзора на этот счет есть собственное мнение.

Что Росприроднадзор считает разумным сроком. Территориальные управления Росприроднадзора иногда не принимают во внимание разъяснения Минприроды. Срок для постановки на учет стройплощадки могут отсчитать с момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. При этом в ряде случаев контролер без лишних вопросов ставит на учет объект НВОС закрепленный за подрядчиком не с момента получения разрешения на строительство, а с даты заключения договора подряда или получения акта допуска на площадку.

Пробел в законодательстве дает возможность для его двоякого толкования, поэтому будьте готовы поставить ОНВ на учет в «разумные сроки» не дожидаясь истечения 6 месяцев с неизвестно какой даты.
ПРИМЕР

Когда Росприроднадзор решил, что 5 месяцев для постановки на учет — неразумный срок

В 2021 году Северо-Западное Межрегиональное управление Росприроднадзора привлекло к административной ответственности предприятие «Альфа» по ст. 8.46 КоАП за несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС. В основаниях госорган указал, что предприятие «Альфа» разработало проектную документацию, включая ОВОС и получило положительное заключение государственной экологической экспертизы в феврале 2021 года. Разрешение на строительство получено в марте 2021 года, уведомление о начале строительства подано в апреле 2021 года. Заявка о постановке строительной площадки на учет НВОС подана в июле 2021 года, то есть через 5 месяцев после получения Разрешения на строительство.

Казалось бы, предприятие «Альфа» четко исполнило требование п.2 ст.69.2 Федерального закона № 7-ФЗ с учетом разъяснение Минприроды, но нет. Позиция СЗМУ РПН была такая:

«Сроки, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ „Об охране окружающей среды“, для подачи заявки на государственный учет объекта НВОС, представляют собой сроки, содержащие указания о моменте возникновения, прекращения или изменения прав и обязанностей, которые нуждаются в дополнительном разъяснении (толковании). Таким образом, по общему правилу, если срок исполнения не определен, субъект должен исполнить его в разумный срок (объективно необходимый для исполнения нормативно-правового акта). С учетом изложенного, а также в связи с тем, что данные, необходимые для подготовки заявки и постановке объекта НВОС на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, получены в феврале 2021 при проведении оценки воздействия на окружающую среду, Предприятие „Альфа“ несвоевременно выполнило обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Что учесть при постановке на учет

При постановке на учет учтите три особенности стройплощадок:

  • категорию НВОС строительной площадки;
  • уровень надзора стройплощадки;
  • отсутствие инвентаризации выбросов.

Категорию НВОС строительной площадки

У строительной площадки может быть либо III, либо IV категория. Согласно Критериям при продолжительности строительства менее 6 месяцев строительные площадки относятся к IV категории ОНВ. При продолжительности строительства равной и более 6 месяцев — к III категории. Это требования постановления Правительства от 31.12.2020 № 2398.

Продолжительность строительства проверьте по одному из документов:

  • разрешению на строительство,
  • разделу «Проект организации строительства» проектной документации.

Уровень надзора стройплощадки

От уровня надзора зависит то, в какой госорган нужно подать заявку на постановку на учет. Для объектов федерального уровня надзора заявку следует направлять в территориальный отдел Росприроднадзора. Для объектов регионального уровня — в министерство или ведомство, осуществляющее данную функцию в субъекте РФ.

Уровень надзора объекта негативного воздействия определяется п. 2 ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ и п. 8 постановления Правительства от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)».

Для строительной площадки объектов будущей I категории, а так же для объектов строительство которых осуществляется в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах устанавливается федеральный надзор.

Так же если у вашего юрлица имеются объекты НВОС федерального уровня надзора, все вновь образующиеся ОНВ будут относиться к федеральному уровню.

Данные о выбросах загрязняющих веществ

Форма заявки на госучет для строительной площадки такая же, как для обычного объекта НВОС. Однако для ее заполнения потребуются сведения из проектной документации.

При заполнении заявки о постановке ОНВ на учет для строительной площадки следует учесть один нюанс — отсутствие Отчета об инвентаризации выбросов. Поэтому данные о количестве загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, венстие на основании проектной документации. Данные возьмите из раздела «Мероприятия по охране окружающей среды».

Если предполагаемый к строительству объект не требует разработки проектной документации — разработайте инвентаризацию выбросов.

Как актуализировать или снять с учета

По окончанию строительства строительная площадка перестает существовать. Отразить это в учете можно двумя способами:

  • через актуализацию сведений — указывается изменение юридического лица и источников негативного воздействия, предполагаемых на период эксплуатации,
  • через снятие объекта с государственного учета.

Снять стройплощадку с учета или передать другому юрлицу можно после получения акта ввода объекта в эксплуатацию. Например, если строительство объекта полностью завершено, получено заключение о соответствии построенного объекта проектной документации (ЗОС). В некоторых регионах инспекторы в ЗОС пишут «исключить объект из реестра объектов капитального строительства». В этом случае возможно провести актуализацию объекта НВОС: изменить эксплуатирующую организацию и перечень источников выбросов, сбросов. Также не будет ошибкой строителям снять объект НВОС с учета, а эксплуатантам поставить. Четких указаний от законодателя нет.

Актуализация объекта НВОС также применяется в случае замены одной подрядной организации на другую (п. 6 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В случае, когда на площадке меняется подрядчик, в качестве основании для актуализации новый субподрядчик прикладывает договор подряда и акт допуска на площадку.

Срок актуализации сведений — 30 дней со дня регистрации изменений. Например, с момента подписания договора подряда или получения ЗОС.

Для снятия ОНВ с государственного учета предоставляется акт о ликвидации объекта. Акт также можно подкрепить заключением о соответствии построенного объекта проектной документации, актом ввода в эксплуатацию, либо договором и актами приемки работ, которые подтверждают, завершение работ данного подрядчика на строительной площадке.

Срок снятия объекта НВОС с учета законодательно не определен, при этом следует учитывать, что пока объект не снят с учета, вы несете за него ответственность и риски.